Как восьмиклассник стал чемпионом и рекордсменом
В Хабаровске живет уникальный парень – Георгию всего 14 лет, а он уже чемпион Москвы и рекордсмен мира в военном жиме! Конечно, мы захотели познакомиться с юным спортсменом.
Небольшой, но хорошо оборудованный атлетический зал в «Арагоне», далековато от центра города, однако зал – действительно хороший, есть и тренажеры, и свободные веса. На скамье для жима собирает штангу школьник. Парень уверенно надевает на гриф блины – восемьдесят килограммов. Это для разминки. Затем пойдет серьезная работа. Он жмет без прогиба, его специализация – военный жим.
Георгию Обороку – 14, мальчишка учится в школе в восьмом классе, сам из Хабаровска. Пауэрлифтингом занимается всего полтора года и за это время успел стать рекордсменом мира, кандидатом в мастера спорта по военному жиму, чемпионом Москвы, двукратным чемпионом Азии, чемпионом Кубка «Амурский тигр-5».
– Гены хорошие, – говорит, улыбаясь, Юрий Винокуров, его тренер. – Мама у него тоже чемпионка.
Она, кстати, рекордсменка мира по подъему штанги на бицепс и чемпионка края по жиму лежа в категории до 67 килограммов. А еще двоюродный брат – чемпион края по жиму лежа. Перед тем как стать тяжелоатлетом, Георгий четыре года занимался греко-римской борьбой, потом попробовал работать с тяжестями и без сожаления сменил вид спорта.
– Когда занимался борьбой – ходил, тренировался, но нигде не выступал. В борьбе противник – такой же спортсмен, а вот в пауэрлифтинге нужно бороться с собой, со своей силой воли. Это гораздо сложнее, – считает Георгий. – Вообще, пауэрлифтинг нравится мне гораздо больше. Как только попробовал, понял: тяжести поднимать – это мое! Каждый месяц смотришь на свои результаты и понимаешь, что они улучшаются, от этого приятно становится. Это сложно передать словами. В борьбе не было такого. Там изо дня в день одни и те же тренировки и одна и та же сложность. Нет такого, чтобы ты точно знал – твои результаты стали выше...
Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни и обеспечение прав семьи.
Первая тренировка у парня – в пять утра, вечером – основная. Говорит, сложно, но потом привыкаешь, ведь главное – есть результат, есть. А результаты у Оборока настолько хороши, что этим летом его забирают в Москву, в школу олимпийского резерва. На кафедру пятиборья: там три упражнения классического пауэрлифтинга плюс рывок и толчок. Это одно из престижнейших направлений подготовки, только единицы готовятся здесь.
– Хотелось бы туда быстрее попасть. Это моя мечта, – признается Георгий. – Хотелось бы развиваться, стать олимпийским чемпионом или чемпионом мира. Почему нет? Уезжать не страшно, сомнений особых нет. Единственно, не хочется выпадать из окружения людей, которых я хорошо знаю. Там тренера моего, например, не будет. Но без этого никуда. Надо двигаться вперед!
– Ничего не хотел бы сейчас изменить в своей жизни, чтобы как-то ее облегчить? – интересуюсь у спортсмена.
– Хотел бы, – улыбается парень.– Не нахватал бы в прошлом плохих оценок в школе, чтобы сейчас было легче. А так – все устраивает.
Спорт, особенно нацеленный на результат, всегда связан с ограничениями. Это и диета, и жесткое распределение времени, когда просто так не погуляешь на улице, потому что хочется, не посидишь за компьютером, играя в нарисованном кем-то мире, не поваляешься на диване перед телевизором. Тренировки, восстановление, образование – это работа, ежедневная и тяжелая. Но только так можно стать чемпионом. И Георгий это отлично понимает. И готов двигаться дальше.
«У парня есть желание помогать семье, и это его мотивирует, чтобы тренироваться. Он хочет зарабатывать этим и забрать мать в Москву. Нормальная мужская цель».
– Я понимаю, что там, в школе олимпийского резерва, будет трудно, там жесткие требования, это, конечно, немного пугает, но для меня другого выхода, чтобы добиться поставленной цели, нет. Мне хочется именно этим заниматься. Я не вижу себя в дальнейшем, если брошу этот спорт, – признается тяжелоатлет.
Юрий Винокуров, напомню, тренер Георгия. Один из тех, благодаря кому мальчишка ставит перед собой цели и учится их достигать. Вообще, «тренер» здесь не самое подходящее слово, больше подойдет – наставник.
– Парень очень перспективный. Он природой очень одарен, он безумно характерный, он борется, несмотря на то, что многое перенес. Детство у парня было тяжелое. С матерью ему повезло. Мама работает буфетчицей в обычном институте с зарплатой в тридцать-сорок тысяч, и третью часть она тратит на тренировки сына. Живут на небольшие деньги, но не жалуются. Она вкладывается в него, в его рост. Иногда даже приходится брать кредит, чтобы оплатить его поездку на соревнования. Мы с ней решили, что он должен поехать в Москву, где будут серьезные перспективы.
– Не жалко, что вы занимались с парнем, а тут он – раз, и уедет в столицу?
– Это я настоял, чтобы он подал туда документы. Если уж в Москве его заметили, значит, в нем что-то есть.
– Нет опасения, что здесь он чемпион, а приедет туда и потеряется среди таких же талантов?
– Я его предупреждал об этом. Говорил, что это не шутки. Что там могут быть более талантливые дети, поэтому его задача не носить крылья, а пахать, пахать и пахать! Доказывать каждый раз, что ты лучший, стремиться к этому. Вот и все. Талант есть, осталось развить характер и умение работать.
– Сложно находить талантливых ребят?
– Очень часто с первой тренировки видно – пойдет или не пойдет. Вот взять Георгия – у него отличные рычаги для жима, есть огромное желание тренироваться. И еще, как он мне сказал однажды: «Я люблю запах железа». Значит, это его мир. Он очень непростой парень, у него есть характер, он очень много раз хлопал дверью, когда я его выгонял с тренировок за какие-то его моменты детские... Но, опять же, я ему объясняю – когда ты уже кандидат в мастера спорта, заслуженный спортсмен, рекордсмен России в 14 лет, ты не можешь называть себя ребенком. Ты уже взрослый, так и отвечай по-взрослому за каждое свое действие!
– Не мучает совесть за то, что лишаете ребенка детства?
– Мы говорили об этом с его мамой. К выбору этому долго шли, полгода где-то. У парня есть желание помогать матери, и это его мотивирует, чтобы тренироваться. Он хочет зарабатывать этим и забрать мать в Москву. Нормальная мужская цель. Он понимает – чтобы потом зарабатывать, нужно сейчас пахать, пока в тебя вкладывают родители. Это его выбор. И он понимает, что просто обязан поступить в школу, чтобы оправдать все надежды матери.
– А если не получится?
– Попробовать еще раз и еще. Мне тоже все говорили, когда я весил всего 50 кило – ты никогда не будешь бодибилдером. У тебя не получится! А я в прошлом году вошел в топ-10 международного фитнес-фестиваля Siberian Power Show. Просто поменял тренера. Нашел того, который в меня верит. Надо пытаться, пока не получится.
– Я сразу предупредил мать – если я его беру, ты не лезешь вообще. На берегу было оговорено, и так это и происходит, – тренер вновь возвращает разговор к воспитаннику. – Жаль, что продвигать парня приходится нам одним. Мы обратились в краевое министерство спорта, где нам объяснили, что так как мы не относимся к федерации полноценного пауэрлифтинга – IPF, а выступаем в коммерческой организации НАП, то, к сожалению, не попадаем под их условия, и деньги нам не положены. Сказали, меняйте федерацию, и тогда – пожалуйста. Но мы руки не опускаем, мир не без добрых людей. Хотелось бы поблагодарить руководителей этого зала – Ирину и Антона Деминых. Благодаря им Георгию есть, где заниматься. Думаю, и остальное наладится!
Борис КокуринДо 70% увеличить к 2030 году долю граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, таков показатель для наццели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». В Хабаровском крае для достижения этой цели реализуется нацпроект «Демография» и федеральный проект «Спорт – норма жизни».