Первоапрельской шуткой посчитали наши соседи – приморские дачники, опубликованные 2 апреля в соцсетях изменения в законодательстве Приморского края, регламентирующие использование «побочных продуктов животноводства – навоза и помёта».
Впрочем, опубликована эта новость была отнюдь не на официальных страницах, а в «новостных блогерских». Которым, конечно же, сразу были обеспечены и «лайки», и множество комментариев.
По словам служителей Интернета: «…Согласно новому законодательству в случае принятия решения об отнесении навоза (помета) к побочным продуктам животноводства лица, которые осуществляют производство сельхозпродукции, должны направлять соответствующие уведомления в территориальные управления Россельхознадзора. В уведомлениях указываются объемы, дата образования, планируемые сроки использования в производстве или передачи побочных продуктов животноводства иным лицам и соответствующие результаты. Категорически запрещено использование навоза (помета) не по назначению, продажа или передача частным лицам…»
Другими словами, федеральный закон регламентирует всю цепочку обращения животных экскрементов: от хранения, переработки и транспортировки – до реализации и использования. А вовсе не ратует за ущемление прав обычных огородников.
Из всего этого нагромождения простые обыватели, в том числе и в Хабаровске, поняли лишь одно: продавать навоз запретили! И выдали соответствующие комментарии. Например (сохранены авторские стиль и форма). «Соседний колхоз просит навоз. Дадим? Нет, сами съедим!». «Картафан с навозом буду ночью садить, пока никто не видит!». «Первый вопрос при открытии сезона: где и почем сейчас можно машину навоза купить? Наверное, нелегально, на черном рынке». «Лобизм производителей удобрений». И тому подобное…
Итак, о чем же он, этот нашумевший закон?
На самом же деле, это не региональный, а федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который начал действовать с 1 марта 2023 года. И говорит он вовсе не о том, что продавать навоз запрещено.
Во-первых, касается он только фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, которые производят мясо и молоко, а не владельцев личных подсобных хозяйств и садовых участков.
Во-вторых, закон говорит о том, что отныне фермеры и предприятия смогут самостоятельно решать, что относить к побочным продуктам животноводства (ППЖ), а что – к отходам производства. В принципе, это одно и то же: навоз, помет, подстилки животных, сточные воды и иже с ними. Но! ППЖ должны храниться на специально оборудованных площадках, где они постепенно будут превращаться в органическое удобрение, а отходы – это просто куча, загрязняющая окружающую среду. На реализацию ППЖ после соответствующей заявки Россельхознадзор дает разрешение на использование (в том числе и продажу), а за отходы – выписывает большие штрафы!
В-третьих, прежде, чем использовать продукт животноводства как удобрение (как на своей земле, так и при продаже), нужно получить справку из аккредитованной лаборатории, что нет в этой органике ни патогенных организмов, ни тяжелых металлов. А для отходов – и так сойдет.
Другими словами, закон регламентирует всю цепочку обращения животных экскрементов: от хранения, переработки и транспортировки – до реализации и использования. А вовсе не ратует за ущемление прав обычных огородников.
Кстати, ученые давно доказали, что внесение в землю такого удобрения, как чистый навоз чревато негативными последствиями. Азот в нем содержится в виде аммиака и нитратов, которые имеют свойство накапливаться в овощах и фруктах. А вот в перегное этих веществ уже гораздо меньше, потому и применение его, как органического удобрения, считается намного безопаснее.
Так что не такой он и плохой, этот новый закон. Не так ли?
Ирина Климченко