Рубрика: Образование

Советы логопеда хабаровским родителям

Вашему любимому чаду уже три годика, а оно все-то молчит? Или лопочет что-то «на своем языке» и понимают его только мама с папой. А у кого-то в пять лет дочка не хочет изучать буквы, писать их и читать, ужас! Эти и другие тревоги родителей недавно пыталась развеять профессиональный логопед Наталья Дзюба.

Встреча с родителями происходила в одном из детских центов «Арлекин». Так что пока родители слушали эксперта, их дети совсем не скучали, а, будучи под присмотром, развлекались как могли. 

Ну а в ходе встреч выяснилось, что проблемы с речью очень актуальны, детей с речевыми нарушениями хватает. По словам учителя-логопеда Натальи Дзюбы, самое главное – не ждать, пока все пройдет, а действовать сразу, идти к специалисту. 

– Люди порой приходят к логопеду и ждут волшебства: мол, здесь и сейчас это сразу исправят. Однако эта работа, бывает, требует много времени. Пока все кирпичики не поставишь, дальше процесс не пойдет, – объясняет Наталья. – Чаще всего эти психофизиологические процессы, они и есть фундамент для речи. Если проблемы серьезные – такой фундамент быстро не построится. Если мы не раскачали речь до четырех лет, после работать с этим сложнее.

Без ультиматумов

Как правильно научить ребенка четко говорить – чтобы все его понимали? С этой проблемой столкнулся Макар Пушкарев. Его сын разговаривает на «своем» языке и не хочет переходить на более понятную речь. В этом случае логопед советует действовать по ситуации. Первое – попросить ребенка повторять за вами слово. Если дитя это делает охотно, то постепенно начнет называть все вещи правильно. 

Другая ситуация, когда ребенок не хочет повторять слова за вами и игнорирует вас. Например, сын хочет попросить достать кружку, но проговорить это не может. Зачастую родители намеренно не дают нужный предмет, ставят ультиматум: «Пока не скажешь – ничего не получишь!». А в ответ получают негативную эмоцию, ребенок может даже замкнуться и вовсе перестать говорить. Так делать не нужно, следует немного подождать или обратиться к специалисту, призывала Наталья.

Другой вопрос касался норм развития речи. Как объясняет логопед, такие нормы есть и будут всегда, это важный показатель для родителя: если что-то не так, надо искать причину. Так примерно в полтора года появляются предложения в сокращенной форме, а уже в два или в два с половиной года – целые фразы. Если дитя двух лет плохо разговаривает, это не показатель, что ленится. Надо обратиться к специалисту, который проанализирует ситуацию и вынесет вердикт. Либо все хорошо, и мы ждем, когда чадо заговорит, либо есть нарушения – и мы начинаем занятия.

Пару важных советов от логопеда. Первое – не надо подстраивать своего ребенка под других, процесс постановки речи всегда индивидуален. Второе – не бойтесь задавать вопросы, вы тоже должны выстраивать свой диалог со специалистом. 

Особое внимание эксперт акцентировала на том, что у вашего ребенка должна быть цель разговора. Просто так он не будет говорить. Задача родителя – научить детище выстраивать диалог. Общаясь, вы задаете вопрос, затем делаете небольшую паузу, а ваш собеседник отвечает на вопрос. Так ребенок привыкнет отвечать в беседе. Это можно сделать и через мультфильмы. Только подбирайте именно те, что соответствуют нужной вам схеме: вопрос – небольшая пауза – ответ. Наблюдая за любимым персонажем, процесс у любимого дитяти пойдет эффективнее.

Что надо пятилетке

Некоторые воспитатели в садике уже в пять лет требуют от ребенка умения писать и читать. Хабаровчанку Маргариту Петрову этот вопрос очень волнует, ведь ее сын не хочет этим заниматься. По словам специалиста, ничего страшного нет: раз не хочет – заставлять его не надо. В этот период у ребятни ведущая деятельность – игра. 

А вот целенаправленно изучать буквы можно начинать потихоньку в 5,5 лет. Методик – уйма. Например, создание буквы из разных предметов. Попробуйте обводить пальчиком буквы или же учить их с рисунков. Если сын любит рассказывать стихи, то можно выучить небольшой стишок. В этот момент важно замотивировать и заинтересовать дошкольника. После уже можно переходить к прописям и более сложным упражнениям. 

Для некоторых родителей проблемой является невысокий уровень грамотности: дорогое чадо уже знает правила, но почему-то пишет по-другому. Тут важно понимать, что письмо – это самый сложный вид речи. Если у ребенка есть с этим трудности, надо развивать сосредоточенность, чтобы не было дисграфии – неврологического расстройства, при котором нарушается способность к письму. Поэтому если ошибки ребенка носят стойкий характер, а он их не замечает – пора идти к логопеду.

В рамках «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» поставлена задача по обеспечению соцзащиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. Для решения это задачи, в частности, предусмотрено проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере соцзащиты, здравоохранения, образования, занятости. Также предусмотрено обеспечение равного доступа таких детей к качественному образованию всех уровней, в том числе инклюзивному образованию.

Под занавес встречи Наталья Дзюба дала родителей еще пару важных советов. Первое – не надо подстраивать своего ребенка под других, процесс постановки речи всегда индивидуален. Второе – не бойтесь задавать вопросы, вы тоже должны выстраивать диалог со специалистом. Только он может объяснить, почему возникла такая проблема, для чего нужны эти упражнения и как они помогут вашему ребенку.

Ксения Файзулина, фото автора