Рубрика: Культура

Секреты мастерства семьи Тамулевич

Бывают династии «трудовые», а еще, оказывается, бывают творческие. И не где-то далеко, а здесь в Хабаровске. Это наглядно показал творческий вечер «Тамулевич. Семья художников» (0+), который успешно прошел в Гродековском музее. 

В мартовском номере 15 мы уже рассказывали про интереснейший проект «Худграф. Знака качества», который, приурочив к Году педагога и наставника, проводят сейчас в Хабаровске Гродековский музей и художественно-графический факультет пединститута (ныне ПИ ТОГУ). В рамках проекта, направленного на популяризацию культурного наследия края, просвещение в области истории образования и искусства на Дальнем Востоке России, проходят творческие встречи, вечера памяти, экскурсии. Однако, как считает куратор проекта Светлана Вавилина, все встречи объединяет «главная нить – связь поколений».

«Броня» придумает! 

А вот вечер, посвященный семье Тамулевич, совмещал сразу несколько форматов. Прежде всего, конечно, это был вечер памяти, где члены семьи, а также гости вспоминали Бронислава Тамулевича (1957–2017 гг.). Знатоки ценят его зыбкие пейзажные акварели и живописную портретную графику. 

Однако особый вклад Бронислав Владиславович внес в малоизвестной для многих сфере – как дизайнер, который придумывает пространство музейных экспозиций. Тут надо учесть, что работает художник здесь не один, а совместно научными сотрудниками того или иного музея. И с одной стороны, важно хорошо показать и объяснить какой-то экспонат, фото или документ, а с другой, используя эти экспонаты, надо «говорить» с посетителями, суметь представить некий концепт или представление о целой исторической эпохе или личности. Как говорят музейщики, Тамулевичу-старшему это удавалось, среди его творений – залы Музея города Хабаровска, экспозиция местного музея ФСБ, центра патриотического воспитания, а также множество выставок и экспозиций в музеях региона. В том числе, в Гродековском музее и сейчас представлено несколько его экспозиций – «Хабаровский край в 21 веке» или этнографическая экспозиция, посвященная коренным народам региона.

tamulevich.ru – сайт, где можно увидеть основные работы Бронислава Тамулевича.  

В этот день вспоминали «Броню», так по-доброму, по словам гендиректора краеведческого музея Ивана Крюкова, Бронислава называли многие.

– Он был необязательным, но при этом был надежен! Мы всегда знали: если мы чего–то не сделаем, то художник на своих плечах вытащит всю эту историю – придумает, докрутит. Это, может быть, неправильно с точки зрения музейной истории. Ведь в теории художник – это лишь проводник мысли «выставочника». Но мы знали, что Броня всегда что-то придумает, то, что нам понравится, и что мы сможем доработать экспозицию. Мы ему полностью доверялись, – вспоминает Иван.

Художник, жена художника

Бронислав закончил худграф в 1979-м. На своей дипломной огромной композиции он изобразил пять поколенных портретов студентов худграфа, которые что-то рисуют и обсуждают. Правда перед самой защитой, за два или три дня, он решил полностью переписать работу!

– Эта традиция – писать масляную или акварельную работу очень быстро – сложилась у него со студенческих времен. Он не мог рисовать длительные работы, которые пишутся месяцами – сделали подмалевок, высушили 21 день, прорисовали второй слой, покрыли. Каждую работу делал на одном дыхании. У него даже какая-то выставка так называлась, – рассказывает вдова художника, Светлана Тамулевич.

Свои акварели «Броня» рисовал в технике аквагрим, красками по мокрой бумаге. А еще для создания экспозиций использовал разные стройматериалы, чтобы получить необычные по задумке и текстуре объекты.

– Однако в Союз художников Бронислав вступил не сразу, а только с третьего раза вместе с Андреем Теном, в 2005-м. Так что не стоит отчаиваться, надо стараться и поступать, несмотря ни на что, – наставляла студентов нового поколения Светлана.

Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания. 

К слову, она познакомилась с будущим мужем, когда училась на первом курсе худграфа, Бронислав уже был на пятом. 

– Ухаживал не он за мной, а я за ним! – улыбается Светлана. – Так у нас сложилась семья. Мы окончили институт и продолжили жизнь такой дружной худграфовской семьей. Мы, как два художника, хорошо понимали друг друга... 

Дизайном Светлана заинтересовалась, когда ее группу учили работать в фотошопе. Это так понравилось, что вскоре она начала делать первые книги. Дизайнер признается, что это очень кропотливая, но интересная и творческая работа с кучей нюансов. 

– За время нашего сотрудничества с 2011 года Светлана сверстала 10 книг. Сейчас мы затеяли большое дело – подготовить эти каталоги к переизданию, – поделилась заведующая отдела этнографии музея Галина Титорева. – Благодаря оптимистичному характеру Светланы и ее терпению проекты получаются качественными. И она делает это не механически, как программы, а во все вникает и задает вопросы, глубоко погружается в тему, как настоящий специалист.

«Креативили вместе с отцом»

Был на этой встрече и третий член творческой династии, сын Бронислава, Алексей. Заметив его талант и интерес, Тамулевич-старший начал брать Алешу с собой в колледж, где учил рисовать, затем в школьные годы они занимались оформлением росписей на стенах.

– Мы креативили по полной программе, – вспоминает Алексей. – С глубокого детства отец был для меня примером и показывал творческую сторону жизни. Это повлияло на всю мою жизнь! Мы много работали с Гродековским музеем, делали выставки и экспозиции. Какие-то вместе с отцом, и я ему помогал, предлагал идеи. Очень часто я выступал как дизайнер. Отец полностью доверял мне работу.

Так Бронислав ввел Алексея в музейное дело, и теперь младший Тамулевич продолжает дело отца, создает музеи и участвует в больших проектах – в Магадане, Волгограде, Южно-Сахалинске.

Естественно, такая встреча не могла обойтись без забавных баек. Одна из них связана с макетом нового хабаровского аэропорта – размером четыре на два метра! 

– Мы сдали макет, всем все понравилось. Макет поехал на ВЭФ во Владивосток. Но в самолет его было трудно вместить, но как-то боком мы это сделали, и он улетел. А оттуда мне звонят и спрашивают: а где на макете здание контрольно-диспетчерского пункта? Оказывается, это здание мы забыли положить! Так и макет и стоял, впрочем, говорят, отсутствие одного элемента никто не заметил, – рассказывает Алексей.

Энергия поколений

Впрочем, кроме разговоров и воспоминаний, в этот день здесь было еще несколько форматов. Так, огромный интерес вызвал мастер-класс от Светланы по работе в фотошопе. Она показала студентам, как аккуратно можно вырезать меховые объекты в этой программе. А лайфхак прост: надо научиться работать со слоями, закрасить объект темным цветом и дальше делать это по определенной схеме.

Будущие дизайнеры внимательно следили за каждым действием опытного коллеги и запоминали, чтобы потом применить этот опыт на практике. Завершилась встреча просмотром небольшого ролика с отрывками из анимационных мультфильмов, созданных студентами худграфа в разные годы. 

Так что, судя по ощущениям, все участники встречи почерпнули немало полезного. 

В рамках проекта «Худграф. Знак качества», направленного на популяризацию культурного наследия края, просвещение в области истории образования и искусства на Дальнем Востоке России, проходят творческие встречи, вечера памяти, экскурсии. Однако, как считает куратор проекта Светлана Вавилина, все встречи объединяет «главная нить – связь поколений».

– Все то, что делает Бронислав, Светлана и его дети – очень важно! – сказал, к примеру, заведующим изостудией «Центра эстетического воспитания детей» Владимир Чичкань. 

– Я надеюсь, что в этой династии будет и третье, и четвертое и пятое поколение. Чувствуется их духоподъемная энергия!

Ксения Файзулина, Марина Кутепова