Рубрика: Культура

Занимательная археология для хабаровчан

Если вы никогда всерьез не интересовались археологией, то зря. Вам, наверное, просто не попался такой хороший эксперт как Тамара Година, старший научный сотрудник хабаровского археологического музея. Она разбила в пух и прах стереотипы об этой малоизвестной профессии.

Вечер, посвященный археологии, состоялся не так давно в новом арт-пространстве «МансАрта» на улице Льва Толстого, 3, на этаж выше, где прежде был музей современного искусства «Артсерватория». К слову, оказывается, «МансАрта» открылась еще в июле, рассказал нам ее руководитель, продюсер творцов и владелец «Абычного маркета» Богдан Андрианов.

Главная миссия проекта – популяризировать искусство и помочь тем, кто это искусство создает. В «МансАрте» есть три комнаты, где расположены кафе-бар, проектор, а также собственно пространство для лекций. Местная команда развивает досуг с настольными играми и светскими вечерами; а также благотворительное и образовательное направления – с лекциями и семинарами. 

В рамках нацпроекта «Культура» действуют краевые проекты «Культурная среда» и «Творческие люди». 

Неудивительно, что выступать с лекцией сюда позвали Тамару Годину. Сотрудник и методист музея, оказывается, еще и мастерица, которая создает поделки из глины. Их можно было приобрести перед началом лекции. А еще под этническую музыку здесь можно было самому творить хенд-мейд-амулеты. Вкусным дополнением стал шоколад ручной работы и кофе.

Гитара и динозавры

И вот, Тамара Сергеевна, одетая точь-в-точь, как заправский археолог из кино, держит в руках один из семи экспонатов импровизированной выставки. Оказывается, это уникальная прозрачная пластинка, из которой древние охотники делали наконечник стрелы. Попадая в тело добычи, она «взрывалась», распадаясь на сотни убийственных осколков. Вот вам и пещерные люди... 

К слову, эти осколки прошлого хабаровская девушка-археолог нашла в отвале, за пределами одной из раскопок. А вообще в копилке у Тамары Годиной с 2005 года уже 13 археологических экспедиций! 

И свою первую лекцию опытный археолог посвятила надуманным стереотипам о своей любимой работе. За их укоренение в умах людей стоит сказать «спасибо» средствам массовой информации, видеоиграм, маркетингу и, конечно, фильмам.

Посмотреть петроглифы Нижнего Амура и Уссури в формате 3-D можно на сайте aurockart.ru

А для начала Година провела опрос среди знакомых, чтобы выяснить: а какие собственно стереотипы об археологии бытуют в обществе? Их набралось десять штук. 

А первый связан с тем, что археологи откапывают динозавров. Благодаря масс-культуре, эти зубастые гиганты-милашки нынче главный объект для поклонения. Однако на самом деле вымерших миллионы лет назад животных изучают палеонтологи. Да, тоже коллеги-ученые, но не археологи! 

А еще многие люди старшего поколения, возможно, путают профессии археолога и геолога. Те ведь тоже постоянно копаются в земле. Отсюда стереотип, что археолог – бородатый мужчина, который подолгу живет один в лесу, вечно грязный из-за того, что копается в земле. В палатке у него припасена гитара, под которую хорошо поется вечером у костра. 

Что ж, археологи тоже любят попеть у костра, признает Тамара, но все-таки это весьма разные профессии. Ведь задачи у них совсем различны: геологи изучают горные породы, руды и геологические структуры, короче, минеральные ресурсы Земли. А археологов интересуют рукотворные вещественные памятники, раскрывающие историю человечества. Короче, одним важнее Земля, а другим – люди! 

Инди и Лара 

А теперь спросите у любого имя хоть одного известного археолога? Кто-то, возможно, вспомнит, Генриха Шлимана, который откопал Трою, попутно, впрочем, попортив изрядное количество прочих артефактов. Однако многие, пусть и с улыбкой, ограничатся именами Индианы Джонса и Лары Крофт. 

Если мужчина одет в грязную рубашку, с щетиной на лице, в шляпе и с хлыстом в руках, то это археолог? Нет, но образ эффектного и находчивого «супергероя», который спасает археологические артефакты, очень полюбился многим. Такой архетип стал складываться еще с появлением приключенческих киносериалов 30-40-х годов, к которым собственно и отсылало памятное многим кино Стивена Спилберга. 

Что уж говорить про Лару Крофт – пухлые губы, выдающийся бюст, осиная талия и внушительные бедра, да еще одежда в облипочку! Понятно, что поклонники видеоигр с этакой секс-бомбой не очень интересовались археологией. Главное тут – приключения красотки, которая разгадывает головоломки, а ее постоянно преследуют гангстеры, звери и, конечно, все те же динозавры – только еще живые... 

Все эти персонажи не имеют ничего общего с настоящими археологами, уверяет Тамара Година. Ими движет желание славы и денег. Да, Лара и Инди добывают ценности, передают музеям, но не исследуют их. Так происходит, потому что нужно подстраиваться под ожидания зрителей. Мол, старый глиняный горшочек не имеет большей ценности, чем золотая чаша или хрустальный череп.

К слову, спикер насчитала почти два десятка советских фильмов про археологов. Самый знаменитый из них – комедия «Джентльмены удачи» (1971 г., 6+), где археолог мимоходом представлен как забавный старичок. 

Копаясь в мусоре

Искать предметы, которыми пользовались наши предки, можно по-разному. Существуют разные виды археологии. Им посвящены каналы на популярном видеохостинге и целые палеопарки! Например, существуют индустриальная, городская, воздушная, подводная, военная, доисторическая, историческая археологии. Чуть современней – «гарбология». Это когда археологи исследуют мусор, что выбрасывает человек, и на основе этого трэша изучают бытовую жизнь людей прошлых веков, а также традиции и обычаи разных цивилизаций. 

К примеру, около 11 миллионов подписчиков наблюдают за хостинг-каналом Primitive Technology (18+), который посвящен экспериментальной археологии. Люди там постигают древние технологии и пытаются жить в условиях Средневековья, создавая для этого целые города. Вышивают самодельной костяной иглой, едят из посуды собственного производства, добывают пропитание примитивными орудиями. На подобный эксперимент решились, к примеру, и российские ученые из Ростова-на-Дону. Лет пять назад они устроили проект «Семь дней в седьмом тысячелетии до нашей эры» (18+).

Ну а наша Тамара Година смогла, так сказать, живьем побывать в палеопарке «Археос». Он расположен между Екатеринбургом и Челябинском, где ученые знакомят желающих с древней историей Урала как раз посредством экспериментальной археологии.

Все уже изучено до нас?

Не все то золото, что блестит. Еще одно большое заблуждение: мол, археологи постоянно находят золото и бриллианты, а потом, дескать, пытаются продать обнаруженный клад. Этим занимаются «черные археологи», и это противозаконно. 

Еще один стереотип связан со страхом смерти. Мол, вскроешь гробницу египетского царя или скифского князька – и непременно скоро умрешь! Но это не так, зачастую журналисты создают скандальные байки и сенсации, считает Година, дабы привлечь внимание к археологическим находкам. Так, «проклятия» придумали, когда были найдены гробница Тутанхамона в Египте, мавзолей Тамерлана в Самарканде, мумия Этци в Эцтальских Альпах и мумия принцессы Укока в Республике Алтай. 

Но археология – это ведь не только Египет. Нашему Дальнему Востоку тоже есть, чем гордиться. Через эту территорию проходили люди, которые заселили Северную Америку. И именно в Хабаровском крае человек изготовил самый первый из обнаруженных пока горшок из глины. 

Однако, есть и еще один стереотип – мол, все уже найдено до нас. Впрочем, как напоминает хабаровский ученый, Мировой океан исследован в лучшем случае на 3-5%, и ситуация с сушей – не намного лучше! Древние люди селились около воды, а уровень мирового океана за тысячи лет несколько раз опускался и поднимался. Возможно, гораздо позже ученые смогут найти легендарную Атлантиду и Гиперборею. Трою же нашли? А ведь ее описали даже не ученые, а древние философы и литераторы.

Как стать археологом

В нашем Хабаровском крае тоже есть действующие раскопки. К примеру, в этом году планируют исследовать районы около села Шереметьево и поселка Кия. К сожалению, основная проблема – отсутствие профессиональных кадров, людей «старой школы» уже нет с нами. И экспедиции набирают сейчас не по 30 человек, как было раньше, а по пять. В основном, это практиканты с исторического и культурологического факультетов. А выучиться на археолога идут по зову сердца единицы, которые с детства случайно «заразились» любовью к этой редкой профессии. 

Кстати, ближайший к Хабаровску университет, где учат именно на археолога, расположен во Владивостоке, в ДВФУ.

В Хабаровске же официально работают две бригады археологов – от археологического музея и от научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края. Из западной части страны и тем более из-за рубежа к нам ездят редко. Но московский институт археологии Российской академии наук, а конкретно центр изучения палеоискусства, не так давно создал онлайн-проект, где можно посмотреть петроглифы в 3D.

В общем, археологам, утверждает спикер, работы ученым-археологам хватит на несколько столетий вперед. Только стоянок древних людей на расстоянии от Бычихи до Комсомольска-на-Амуре насчитывается 80 штук, и они ведь еще даже не раскопаны! Так и ждут мастеров дела, настоящих археологов. Возможно, это будете вы? 

Елена Барабанова