Советы для детей и их родителей
На дворе апрель, до выпускных экзаменов – два шага шагнуть. Уже выбраны профильные предметы, уже вроде бы школьники и готовы к «боевому крещению». Но! Все равно, кажется, что что-то недоучили, где-то пропустили, кого-то не дослушали…
В магазине, в автобусе, да и проходя по улице частенько можно услышать эти заветные три буквы: ЕГЭ. И почему-то гораздо реже – ОГЭ. Хотя основной государственный экзамен, который сдают девятиклассники, гораздо важнее. Первые серьезные испытания, первый аттестат. Который, в конечном итоге, и определяет их дальнейшую судьбу. Прибавьте к этому подростковый возраст (15-16 лет), самые разнообразные советы мамы, папы, бабушки, дедушки, родственников ближних и дальних…И вот она, здравствуй, – предэкзаменационная лихорадка задолго до начала ожидаемого события.
Чаша сия не миновала и нашу семью. Сын в этом году оканчивает девятый класс. Такое ощущение, что в доме лихорадит всех, даже нашу собаку. Каждый день напоминания: «Впереди экзамен! Готовься!». Каждый вечер – неустанный контроль и возмущение ребенка: «Я все уже сделал!». А ведь до ОГЭ еще два месяца!
Как научиться психологически подготовить себя и свое чадо к ответственному событию? Не «дергать» ребенка и не «дергаться» самим? Об этом наш разговор со школьным педагогом-психологом Оксаной Спичкиной.
– В первую очередь поддержите своего ребенка, – говорит Оксана Константиновна. – Поддержать – это значит верить в него. Верить в его прирожденную способность преодолевать трудности при поддержке тех, кого он считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свою радость от его достижений или усилий. Забудьте о прошлых неудачах ребенка. Помните даже о самых маленьких достижениях и напоминайте ребенку о них. Опирайтесь на его сильные стороны и не подчеркивайте промахов. Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрируйте любовь и уважение к ребенку. Здесь очень важно соблюдать грань: быть одновременно родителем и другом, но не выступать в роли учителя, судьи. Помните: можно выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребенка в целом!
Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав установку: «Ты сможешь!». Это поможет ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей. При этом поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Существуют слова, которые поддерживают детей. Например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты сможешь», «У тебя все получится». Поддерживать можно и прикосновениями, и даже выражением лица.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. И ни в коем случае не критикуйте после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
– Оксана Константиновна, мы сейчас говорили о поведении родителей перед экзаменами. А что делать ребенку, если он боится экзамена «до дрожи в коленках»?
– К сожалению, я все чаще слышу от родителей школьников: «Ребенок боится сдавать экзамены (ЕГЭ, ОГЭ)». И иногда боится настолько, что перестает регулярно посещать школу.
Надо сказать, что волнение перед экзаменом – это нормально. А вот патологическое волнение перед «судьбоносными» ЕГЭ (11 класс) и даже ОГЭ (9 класс), от которого у учеников все чаще случаются нервные срывы от перенапряжения – это ненормально. И о хороших результатах сдачи в таком состоянии говорить не приходится.
До девятого класса включительно учеба – обязанность, а для некоторых – тяжелая необходимость. После девятого класса будет учиться интереснее, лучше и даже проще. При этом неважно, пойдет он в колледж, училище, либо останется в 10 классе – даже старшая школа гораздо интереснее средней. Пусть это будет для него мотивацией!
Никогда не опускайте руки! Плохо учился раньше? Ну и что с того? Сейчас можно еще все исправить, своим трудом всего добиться. Можно готовиться с репетиторами, можно самостоятельно. Все зависит от мотивации, от характера. Кому-то проще с наставником, а другой запросто откроет самостоятельно книжки и Интернет, ко всему подготовится. Благо, сейчас очень много образовательных бесплатных ресурсов: видеоролики, сайты, книги, форумы.
Учился и до этого хорошо? Тем лучше. Будет совсем просто: все равно готовьтесь, но в вашем случае вся подготовка – освежение и систематизация всех знаний.
Успех любого дела – в планировании, поэтому важна систематичность в занятиях. Лучше заниматься каждый день понемногу, чем в авральном режиме к чему-то пытаться подготовиться за короткое время. Система должна быть индивидуальной, понятной ребенку, подстроенной под его ритм, психотип, характер, темперамент.
Наметьте перечень пробелов и слабых мест в знаниях. Даже если ребенок хорошо учился, все равно нужно провести ревизию. Самый лучший способ – попробовать решить билеты, как если бы сейчас был экзамен. И делать это нужно регулярно.
Сдавайте на выбор то, что легче всего дается. Если же не знаете, что выбрать, то тогда выбирайте по принципу, что потребует наименьших усилий при подготовке. Это ЕГЭ нужно сдавать по тем предметам, что потребуются в ВУЗе для зачисления. В колледже смотрят средний балл и востребованность программы.
Уверена, что у вас все получится. Желаю всем удачи на экзамене!
Ирина Климченко. Фото автораРекомендации педагога-психолога
Для родителей
Помните, что ОГЭ сдает ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей. Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ОГЭ. Несмотря на важность учебы, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями, прогулок, хобби, кружков, секций.
Помните, что ОГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения. Помогите ему в рациональном распределении предметной подготовки по темам.
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
Для девятиклассников
Помните! Экзамен – это важно, но это не катастрофа и подходить к нему надо, как к важному моменту в жизни, одному из многих, но не более.
100 баллов – это реально! Хорошая подготовка к экзамену позволит получить реальные сто баллов. Пообщайтесь со своими близкими, и вы найдете среди родных, друзей и знакомых «живые» примеры, которые получили заветную сотню. Узнайте их секрет успеха и воспользуйтесь им.
Важные паузы! Монотонная деятельность неэффективна. Иногда надо выдохнуть и переключиться. Погуляйте в парке, сходите в кино или проведите время с друзьями.
Здоровый сон! Наше физическое здоровье определяет и эмоциональный настрой. Лучше избегать ночных «зубрежек» и хронического недосыпа, чтобы потом не спать на экзамене.
Способы снятия нервно-психического напряжения
1. Спортивные занятия.
2. Контрастный душ.
3. Уборка своей комнаты, квартиры.
4. Прогулка с любимым питомцем.
5. Закрасить газетный разворот.
6. Громко спеть любимую песню.
7. Покричать то громко, то тихо.
8. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
9. Смотреть на горящую свечу.
10. Погулять в лесу, покричать.
11. Сделать доброе дело (улыбнуться прохожему, придержать дверь подъезда, помочь молодой маме вынести коляску, сделать кормушку для птиц, вежливо поговорить со встретившимся вам пенсионером, покормить бездомных кошек и собак).
12.Эмоциональное состояние часто сопровождается повышением мышечного напряжения. Поэтому во время тяжелой эмоциональной работы мы можем наблюдать зажатость мышц лица и тела. Поэтому ребенку следует расслаблять спину и шею, откидываясь на стуле назад. А также можно зажать все мышцы тела и лица на несколько секунд, а потом резко расслабить их.
13.Самое просто дыхательное упражнение для расслабления – это счет. Сядьте на стул желательно с прямой спиной. Расслабьте руки, ноги, шею. Дышите глубоко. Начинайте считать вдохи и выдохи. Дойдя до 10 – начните сначала. Это упражнение легко вернет вас в состояние «здесь и сейчас», позволит ясно и трезво оценивать обстановку. И объективно решать предстоящие задачи.