Городскую станцию по переработке мусора передали краю
Мусороперегрузочную станцию «Южная» депутаты хабаровской гордумы передали краевому правительству. Безвозмездно, большинством голосов. Об этом решении спорили почти год – ряд избранников были против таких дорогих бюджетных «подарков». При этом спор на внеочередном заседании гордумы также шел о тарифах на вывоз ТБО: изменятся ли они наконец в пользу горожан?
31 марта парламентарии среди прочих рассматривали вопрос о передаче МПС «Южная» из муниципальной собственности Хабаровска в госсобственность Хабаровского края. Цена вопроса – 700 млн бюджетных рублей, так в 2017 году оценивали в мэрии стоимость новенькой станции. Но объект тогда так и не запустили на полную мощность, следующую пятилетку МПС просто числилась на балансе города. По словам экспертов, расходы на содержание, около 500 тыс. руб. в год, ложились убытком на казну.
Мусороперегрузочные станции – это технический комплекс, где отходы прессуют в специальные брикеты. Они экономят место в мусоровозах в десяток раз и занимают гораздо меньше места на полигонах ТБО. В Хабаровске таких МПС было две: «Южная» и «Северная».
– Скажите, мы правильно понимаем, что сейчас рассматривается вопрос по передаче собственности Хабаровска в краевое ведение с последующей передачей этой организации уже в «Автотранс ДВ»? Это коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли. Почему мы передаем просто так объект стоимостью 700 миллионов рублей? Нам обещают снизить тарифы. А где гарантия, когда и на сколько? Пока они только растут! С приходом нового регионального оператора они увеличились с 600 до 840 рублей за кубометр, – выступил депутат Михаил Сидоров.
В ответ министр ЖКХ края Анжелика Миронова объяснила: такое предприятие не может находиться в собственности города – в связи с требованиями федерального законодательства. После вступления в силу закона о регоператорах полномочия по обращению с отходами теперь у правительства региона. А еще, по словам Мироновой, чтобы МПС работала эффективно – объекту нужна модернизация. Для этого потребуется около миллиарда рублей, таких денег в бюджете Хабаровска нет. Нет их и в краевой казне, но в правительстве региона рассчитывают привлечь федеральные средства.
– Сегодня МПС по документам может перерабатывать всего 50 тысяч тонн ТКО в год, в реальности около шести тысяч тонн, а наша потребность – 195 тысяч в год. Мы в любом случае должны расширять объект, и федеральный центр готов дать средства краю, а не местному самоуправлению, – аргументировала министр. – Благодаря передаче МПС в краевую собственность и заключению концессионного соглашения, федеральное правительство сможет выделить до 95% от стоимости затрат на расширение и модернизацию предприятия. Благодаря этому тарифы для населения не вырастут, а могут даже снизиться.
Еще один мироновский аргумент – объект для работы с отходами краю все равно пришлось бы строить. Ведь надо выполнять обязательства в рамках нацпроекта «Экология», согласно которому уровень обработки ТКО в крае должен достичь 100% уже к 2024 году. Строительство МПС с нуля легло бы на плечи бюджета, а значит, тоже сказалось бы на конечном тарифе для населения.
– Почем бы городу не продать эту станцию краю или сдать ее в аренду? Почему мы отдаем такой дорогостоящий объект просто так? – все же настаивал Михаил Сидоров.
Четкого ответа не последовало, но в качестве аргумента министр ЖКХ привела суммы, которые край тратит на развитие Хабаровска: на благоустройство дворов, на ремонты дорог, на расселение жителей из аварийных домов, привлекаются инвесторы для строительства соцобъектов. Всего, по подсчетам Анжелики Мироновой, край помог своей столице за последние три года на сумму свыше пяти миллиардов рублей.
Однако депутат Наталья Жирякова предложила передать краю только недвижимое имущество, а вот все оборудование МПС все ж оставить в городской собственности.
– Там небольшое административное задание, на 300 млн рублей. Оно оборудовано современной оргтехникой, стоят диваны, шкафы и компьютеры, общей стоимостью на несколько десятков миллионов. Скоро мы будем изыскивать средства для школ. А тут оно все есть! Предлагаю имущество оставить городу, – внесла предложение депутат.
Но и такой вариант, кроме Сидорова и Жиряковой, поддержали всего трое их коллег. В итоге из 25 народных избранников 20 проголосовали за передачу МПС «Южная» в краевую собственность.
Получается, теперь хабаровчане «должны» региону лишь 4 млрд рублей? Ждем новых интересных «подарков»...
Екатерина Подпенко