Порядка 1700 наименований самой разной продукции сегодня производят в Хабаровском крае. Чтобы она попадала на полки магазинов без особых проблем и покупатель мог приобрести ее не по завышенным ценам, правительство края намерено контролировать процесс взаимодействия производителей и торговых сетей. Именно поэтому недавно в Хабаровске прошла встреча между ретейлерами-сетевиками, компаниями, которые производят свою продукцию на территории края, а также представителями краевого сельхозфонда.
Не секрет, что небольшим компаниям, которые производят продукты питания, сложно зайти в торговые сети. Нужен собственный бренд, красивая упаковка, и определенный объем товаров, которые они будут поставлять. В регионе не так давно запустили проект «Выбирай свое», который помогает продвинуть местных производителей на полках магазинов. Но этого недостаточно, считают в правительстве края. Поэтому и прошла подобная встреча, результатом которой стало важное соглашение, которое должно помочь в реализации местных товаров.
Действовать трехсторонний документ должен два года.
– Иногда конечная цена сильно завышена, и не потому, что так сказал производитель, а из-за торговых надбавок. Если закупочная, оптовая цена очень сильно отличается от конечной, то эти вещи должны регулироваться, – считает Дарий Тюрин, зампред правительства края по природным ресурсам и сельскому хозяйству. – Задача государства – не допускать резкого роста стоимости для конечного потребителя. Люди не должны переплачивать за товар местного производства!
Задача государства – не допускать резкого роста стоимости для конечного потребителя. Люди не должны переплачивать за товар местного производства!» – полагает Дарий Тюрин.
– Проблемы, думаю, в первую очередь, с коммуникацией, с умением себя выгодно подать и договориться, – объясняет, в свою очередь, Алексей Андрусенко, гендиректор Ассоциации предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. – И такие встречи между торговыми сетями и при поддержке правительства очень помогают нам найти общий язык. Производители хотят попасть на полки в крупные торговые сети, такие как «Реми», «Пятерочка», «Винлаб». Зайти в сеть уже хорошо, еще лучше, когда нам выделяют хорошие полки – на уровне глаз, например, а не задвинут товар куда-то верх или не спрячут внизу. Это может добавить к выручке до 30%. Иногда ретейлеру мешает взять производителя не та упаковка, или, скажем, граммовка товара слишком велика, неудобна. Об этом тоже надо разговаривать и договариваться.
В сельхозкооперативе «Краснореченское» уже больше пяти лет развивают молочное животноводство. Недавно запустили свой мясной цех, где делают пельмени и другие полуфабрикаты. Продукцию реализуют в собственной торговой точке на базе КФХ, в сети «Хоту-Аз» и других магазинах. Говорят, что готовы попробовать себя и в «Пятерочке», конкуренции не боятся.
– Мы когда зашли в «НК Сити» несколько лет назад, сначала поставляли не больше пяти бутылок молока в день, – говорит мне Юлия Лопатина, председатель КФХ «Краснореченское». – А теперь и по 50 заказывают! Здесь, главное, не снижать планку, делать, как и в первый день производства, на совесть, и тогда покупатели распробуют и никуда от тебя не уйдут!
На встрече с торговыми сетями производители представили свой постоянный ассортимент и новинки, которые выпустили в прошлом году. У компании «Лесные продукты», например, это витаминизированные сиропы, а у племптицезавода «Хабаровский» – жидкий меланж в герметичной упаковке. Это, фактически, то же яйцо, только уже без скорлупы. Новую линию запустили в марте.
А компания «Густоfamily» продемонстрировала новинку – мармелад из пива «IPA». В линейке местного производителя из села Матвеевка десятки видов джемов, варенья, конфитюра как из экзотических фруктов и ягод, так и из местных эндемиков.
– Мы работаем совместно с наукой, – рассказала Дарья Лиманова, бренд-менеджер компании. – Сотрудничаем с академией экономики и права, они нам помогли разработать рецепт на основе березового сока и лимонника. Совсем скоро запустим в производство новый цех, еще расширим линейку продукции!
Что ж, хочется верить, что новое соглашение придаст новый импульс работе местных производителей и торговых сетей.
Мария Полякова