Что происходит в переходах Хабаровска?
Подземных переходов в Хабаровске не так много, и большая их часть пользуется не лучшей репутацией. Но, похоже, власти на эти «подземки» не желают обращать внимания. Или депутаты и чиновники, ездящие на джипах, просто и не помнят – каков это быть простым пешеходом?
В подземных переходах на Павленко и Большой я побывала в обычный мартовский день. Светило солнце, жители, как обычно, спешили по делам. Спускаюсь в подземный переход на Павленко и будто попадаю в темные катакомбы! Кроме темноты, разбитых стекол, разбитых плиток, чувствуется резкий неприятный запах, но делать нечего, идти придется, ведь это – единственная здесь возможность пересечь оживленную городскую магистраль.
– Полное безобразие, полное, – возмущается пожилая женщина, спускаясь по лестнице в темноту. И отвечая мне, объясняет: – Я каждый день здесь хожу, потому что живу рядом. Страшно, конечно, идти. Вечером не бываю, да и днем здесь тоже опасно. Посмотрите – это какой-то бомжатник!
Хабаровская «подземка» у большинства местных жителей часто ассоциируется с антисанитарным местом. И его никак не избежать. Некоторые продвинутые горожане даже сравнивают переход на Павленко с «гетто» – здесь царствуют дух заброшенности, стойкий запах аммиака, надписи на стенах, везде видны проржавевшие крепления для светильников, разрушающиеся стены.
А ведь, помнится, пару лет назад градоначальник Сергей Кравчук пообещал отремонтировать именно этот подземный пешеходный переход. При этом мэр призвал земляков бережно относиться к городскому имуществу, дабы оно служило как можно дольше. Но, похоже, руки до злосчастного перехода у спецслужб города так не дошли.
Когда же главе города заниматься «подземками», если в Хабаровске полно других проблем, которые, по мнению властей, не могут быть отложены в долгий ящик? Вот и сейчас, из мэрии чуть ли не ежедневно летят распоряжения о том, что надо убирать, чистить и наводить порядок в городе – весна, как никак.
К тому же с потеплением обнаруживается, что пропала разметка, а из-под снега выглядывают нашенские привычные «подснежники» – мусор и грязь. Отходы, жидкие и твердые, можно, увы, встретить в каждом районе, причем мусор можно увидеть даже в самом центре города – скажем, загляните, любопытства ради, как-нибудь во дворы некоторых даже правительственных сооружений.
Пока в мэрии разбираются с нерешенными задачами, хабаровчане, закрывая глаза и нос, бегут по мрачным и опасным подземным переходам. Что здесь происходит ночами – остается только догадываться. Говорят, здесь бегают крысы, ночуют бездомные и собирается молодежь. Жителям Хабаровска стыдно за такие места, хорошо хоть заезжих туристов здесь почти не бывает. А представьте, вдруг они, наслушавшись призывов чиновников, все же рванут к нам, в дальневосточную глубинку, и по пути к неведомым достопримечательностям рискнут спуститься под землю?!
А в это время у наших соседей в столице Приморья Владивостоке такие «подземки» облагораживают. Пешеходные переходы на улице Светланской давно стали одной из визитных карточек Владивостока. Один находится на пересечении Светланской и Алеутской – соединяет главное здание музея имени Арсеньева и здание правительства Приморья. Другой – на пересечении Светланской и Океанского проспекта – прямой и самый безопасный путь в туристическую и – по совместительству – историческую часть города.
Неудивительно, что недавно там, по итогам заседания городского общественного совета по архитектуре и искусству, приняли решение о модернизации этого важного объекта. В подземные переходы ныне не страшно заходить, хвастают мне знакомые владивостокцы. Например, у входа рядом с Дальрыбвтузом разместились изображения морских обитателей, у входа со стороны кинотеатра «Уссури» – декор, навевающий мысли о походе в очаг кинокультуры. При этом здесь чисто и достаточно светло.
Говорят, здесь бегают крысы, ночуют бездомные и собирается молодежь. Жителям Хабаровска стыдно за такие места, хорошо хоть заезжих туристов здесь почти не бывает. А представьте, вдруг они, наслушавшись призывов чиновников, все же рванут к нам, в дальневосточную глубинку, и по пути к неведомым достопримечательностям рискнут спуститься под землю?!
В Хабаровске же, за неимением своего метро, местные «подземки» продолжают пугать горожан и гостей города. Кстати, переход на Павленко – самый большой у нас по площади – около 800 квадратных метров. Именно к его санитарному состоянию ежегодно больше всего нареканий. Генеральную уборку объекта здесь проводят каждый год – так, в 2020 году рабочие МУП «Южное» очистили со стен слои незаконно наклеенных объявлений, специальным составом оттерли рисунки граффитистов, вымели окурки и обработали все хлорсодержащим раствором. Чиновники тогда гордо отчитались о проделанной очистительной работе.
А в 2021 году отмыть переход вызвался активный хабаровчанин, разместивший в соцсетях призыв присоединиться к его акции всем неравнодушным горожанам. В итоге хабаровчан, отмывающих переход на остановке Павленко, оказалось лишь двое. Впрочем, многих, помнится, тогда смутила почудившаяся им политическая подоплека того призыва. Ведь спорные оппозиционные граффити не для всех были спорными. Зато в итоге, как сообщалось, поучаствовала в той неплановой уборке и администрация Центрального района.
Более цивильный переход в Хабаровске находится на Большой. В этой «подземке» идет своя жизнь. У входа разместились нелегальные торговцы, предлагающие купить детские товары, замороженные ягоды и рыбу. А внутри сооружения стихийный рынок, где местные жители приобретают вещи, диски, цветы и напитки. Но, несмотря на оживленность, находиться здесь тоже не очень приятно.
А ведь помнится, раньше о ситуации в подземных переходах представители мэрии отчитывались перед депутатами гордумы. Скажем, в 2016 году мы писали об одном таком горячем обсуждении на заседании гордумы. Тогда депутаты из отчета Контрольно-счетной палаты Хабаровска узнали о скандальных итогах проверки расходования бюджетных средств. А проверка показала: уборку переходов в 2015 году проводили от случая к случаю, а МУП «Южное» затратило из выделенных на эти цели 4,12 млн руб. лишь 1,15 млн. Коммунальщикам в итоге было предписано вернуть в казну почти три миллиона бюджетных рублей, которые они «сэкономили» за тот год на уборке!
Шум тогда был немалый, в итоге затем пару лет чиновники и депутаты с особым пристрастием обсуждали эту тему, некоторые парламентарии даже регулярно стали наведываться в подозрительные переходы, чтобы лично убедиться в чистоте оных.
А потом эта важная для горожан тема как-то потерялась в политической и пандемийной круговерти. Но, может, нашим слугам народа пришла пора вновь направить свои стопы туда, где ежедневно, содрогаясь, ходит обычный народ?
В два раза должно вырасти в РФ качество городской среды в агломерациях (оно определяется по таким критериям как безопасность, комфорт, экологичность, разнообразие, современность, эффективность управления) к 2030 году в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».
Марина Кутепова