Что поможет спасти ребёнка от стресса
Стресс – нормальная реакция школьника на экзамен. Так утверждает Валентина Спирина, психолог хабаровского краевого центра развития творчества детей и юношества. Мы встретились с ней, чтобы собрать воедино полезные советы для родителей о том, как помочь их детям во время подготовки к экзаменам.
20 марта стартовала ежегодная кампания ЕГЭ. К этому моменту нервы у многих выпускников и родителей уже на пределе. Но в таком состоянии долго не продержишься, да и вообще просто тяжело жить. И как бороться со стрессом – вот вы знали, что для этого, оказывается, надо проявить креатив?!
Давай поговорим
Преодоление стресса, уверяет психолог, развивает человека. Поэтому в сильных переживаниях, оказывается, есть свои плюсы. Чтобы это состояние сильно не травмировало подростка, его надо постоянно поддерживать. И минимум восемь раз в день обнимать, чтобы дать почувствовать себя нужным и любимым.
Важное правило для родителей – снизить стресс можно разговором. По словам Валентины, ваш ребенок выступает симптомом всей вашей семьи: он берет пример со значимых взрослых (родителей, бабушек, дедушек) и, если они, в свою очередь, не умеют справляться со стрессом, то ребенку тоже будет это сложно даваться.
Поэтому ему вполне может помочь рассказ о том, как мама или папа в свое время преодолели трудности экзаменационного периода. Объяснить, что жизнь не закончится при плохом результате, а пересдать можно всегда. Разве это не так?
Многие заботливые мамы и папы, по мнению психолога, совершают две основные ошибки – чрезмерно контролируют и пытаются неосознанно пристыдить. Если у родителя высокий уровень тревоги, то лучше не перекладывать ее на ваше чадо, а, именно как взрослому человеку, выпустить пар во время разговора с другими взрослыми или во время уборки по дому. Разговаривать с ребенком стоит, только успокоившись и опираясь на собственные чувства и эмоции.
Еще одна весьма распространенная ошибка: родитель начинает стыдить своего ребенка, пытаясь напугать, мол, он «будет работать дворником» и не получит высшее образование. В таком случае дети реагируют двояко: одни будут чувствовать себя виноватыми, а другие станут протестовать. Но обе ситуации, что называется, «дистанцируют» двух родных людей друг от дружки. А вам оно надо? Поэтому к бушующему характеру подростка лучше отнестись с пониманием и терпением.
Без паники
– Он совсем отбился от рук, не хочет ходить в школу! Я не знаю, что с ним делать! Он меня не слышит! Он не знает, что делать со своей жизнью! Он постоянно закрывается в своей комнате или не бывает дома! Он наколол татуировку и проколол лицо пирсингами! – это те крики о помощи, которые часто слышно за закрытой дверью психолога.
Валентина Спирина говорит, что, в основном, с такими проблемами к ней обращаются родители учеников девятых и одиннадцатых классов. И здесь речь идет уже не про сдачу экзаменов, а про психологическое здоровье школьника. Это означает, что стресс перешел в стадию «дистресса» (отрицательного стресса) и, что ребенку самостоятельно будет уже сложно с этим справляться.
И прежде, чем внутреннее состояние усугубится нагрузкой перед экзаменами, лучше вам заблаговременно обратиться к психологу и поработать над внутренними сложностями подростка. После этого у него наконец будет достаточно внутренних ресурсов, чтобы начать подготовку к экзаменам.
Но и тут все должно быть выстроено чуть ли не по фэн-шуй. Для начала нужно выбрать удобное место для учебы. Если родитель заметил, что подросток занимается в наушниках, слушая музыку, то задайте себе вопрос: что его отвлекает от подготовки? Психолог советует исключить мешающие факторы. А еще нельзя забывать о полезной еде, полноценном сне и обязательно выделять время на отдых.
Если ваш ребенок по биологическим часам «сова», то надо это учитывать, давать выспаться. К вечеру активность подростка возрастет. На занятия лучше выделять классические 40-50 минут и 10-15 минут на перерыв. Подготовка к экзаменам в идеале должна напоминать работу сердца – «систола» (напряглись), «диастола» (расслабились) и т.д.
А еще, как известно, огромного слона едят по кусочкам. Так же и со знаниями. Чтобы постепенно втянуться в процесс заучивания, надо начинать с легкого материала, который нравится школьнику. Это вселит в него уверенность.
Ищем мотивацию
– Настоящая трагедия! – так считает психолог, когда речь заходит о школьниках, которые по указке родителей выбирают, какие экзамены сдавать. – Не получится насильно вырастить счастливую личность. Прислушайтесь к тому, кем он хочет быть. У нас в городе есть профориентационные центры для подростков.
Определить направление, по которому хочет развиваться будущий взрослый, помогают школьные психологи и центры для детей. Эта работа ведется согласно нацпроекту «Образование», где есть пункт о стимулировании каждого ребенка к успеху. А на вопрос, кем хотят стать современные дети, Валентина Спирина отвечает, что в большинстве своем блогерами.
Нельзя в этот момент говорить категоричное «нет» и обесценивать выбор ребенка, лучше посмотреть, что для этого нужно. Дать подростку попробовать научиться, к примеру, публичным выступлениям, ораторскому мастерству, правильно писать тексты и работать в программах на компьютере. В процессе обучения он может понять: блогерство – не мое. Важно, чтобы подросток понял это через свой опыт.
– У каждого ребенка есть большой внутренний потенциал, и от родителя сильно зависит, будет ли он реализован? Можно провести легкую самодиагностику. Вспомните ваше общение с сыном или дочерью за последнюю неделю и ответьте на следующие вопросы: как часто я говорю своему ребёнку о его достоинствах? А как часто о недостатках? Присвойте этим двум категориям процентное соотношение, – говорит психолог.
– А теперь возьмите лист бумаги и поставьте черную точку. Она будет символизировать слабые стороны сына или дочери, а оставшийся белый лист – потенциал. Если постоянно тыкать в черную точку, то она будет разрастаться до размера «черной дыры». Лучше не подавлять, а мотивировать! – уверяет Валентина Спирина. – Ведь главная поддержка для маленького человека – в семье.
Елена БарабановаУпражнения против стресса
Есть несколько упражнений, которые помогут школьникам преодолеть стресс во время подготовки к сдаче экзаменов.
• Закрыть глаза и представить, что экзамены сданы. Описать свои чувства, эмоции и ощущения. Родитель в это время говорит ему, что он в него верит, не перестанет любить, если все выйдет наоборот. Ведь тот, кто мыслит позитивно, у того больше шансов достигнуть успеха.
• Если школьник боится слова «экзамен», то можно придумать ему новое название. Назвать, к примеру, предстоящие испытания тестом или экспериментом.
• Творческое задание! Нарисовать свой страх, как ты его себе представляешь, в виде чудовища или костра. После этого рисунок надо кинуть на пол, потоптаться по нему, покричать и разорвать. Такое упражнение помогает преодолеть у ребенка сковывающее напряжение.
• Перекрестное упражнение, на которое потребуется от одной до двух минут. Ритмично стучать правой рукой по левой коленке, а затем наоборот – левой рукой по правой коленке. Это включает сразу два полушария, и информация усваивается лучше.
• Есть такая практика, по которой за десять дней до экзаменов надо получить максимум положительных эмоций. Для этого подойдут встречи с друзьями или просмотры кинокомедий. Надо как можно больше смеяться, чтобы на экзамены не приходить вымученным.
• Упражнение, помогающее почувствовать уверенность в своих силах, когда думаешь, что провалишь экзамен. Мысленно надо настроиться на успех, приняв уверенную позу – распрямить плечи, выпятить грудь вперед, сделать уверенный взгляд. Прочувствовать такое состояние несколько минут и приступить к заданиям. советы психолога
Рекомендации родителям – как облегчить уровень стресса
• Не забирать «радикально» телефон и ноутбук, если вам кажется, что они мешают подготовке. Надо понимать, что для детей это тоже способ справиться со стрессом. Предлагайте равносильную альтернативу, либо устанавливайте часы доступа к гаджету.
• Если ребенок просит дать ему успокоительное, то надо это делать за несколько дней до экзамена, чтобы в день «икс» для организма это не стало неожиданностью. Не забывайте, что большинство успокаивающих средств имеют накопительный эффект.
• Правило повторений. Первое повторение лучше сделать сразу по окончании чтения, второе через 20 минут после первого повторения, третье через восемь часов после второго и четвёртое через сутки. Для эффективного запоминания важно именно пересказать материал.
• Можно придумать волшебный ритуал или амулет, который придаст школьнику уверенности в своих силах.
• Если на экзамене попался сложный вариант, то посоветуйте ему сразу восстановить дыхание – на счет «семь» сделать вдох, затем так же на счет «семь» задержать дыхание и затем на счет «семь» выдох, повторять одну-две минуты. Потому лучше начинать с легких заданий, постепенно усложняясь.