Рубрика: Здоровье

Почти три тысячи человек поступает каждый год во вторую краевую больницу имени профессора Владимирцева с диагнозом «инсульт». Если такому пациенту быстро не оказать квалифицированную помощь, он может остаться инвалидом, или умереть. И сейчас здесь проводят высокотехнологичную операцию по удалению тромба.

Это позволяет спасать больше жизней!

Число таких внутрисосудистых тромбоэкстракций растет, для развития методики в больнице есть все необходимое. Еще в 2019 году в рамках федеральной программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (нацпроект «Здравоохранение») в центр поставили компьютерный томограф Ingenuity CT, позволяющий обследовать пациентов перед проведением подобных операций. Также специалисты прошли обучение.

– Метод к нам пришел с запада, в Москве операции начали делать в 2019-м, через пару лет и мы стали их проводить. В 2021 году мы сделали шесть таких операций, – говорит Алина Глущенко, руководитель регионального сосудистого центра по оказанию помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения. – В прошлом году их было уже 16, а сейчас за два месяца мы провели 14 операций. При необходимости можем выполнять до 50 операций в год!

Заметили, что у человека что-то неладно – замедлилась речь, или он невнятно говорит, криво улыбается, не может поднять обе руки сразу – вызывайте «скорую»!  

Как объясняет рентгенхирург ККБ№  2 Ваге Каграманян, суть метода в том, чтобы убрать тромб, который закрывает просвет сосуда головного мозга и препятствует нормальному кровоснабжению. Если операция проведена вовремя, а область мозга не сильно повреждена, пациент может уйти домой с минимальными нарушениями или даже без таковых, как говорится, на своих ногах. Но для этого надо доставить пострадавшего в больницу в течение 4,5-6 часов, это так называемый «золотой стандарт».

– Сейчас мы помогаем даже тем пациентам, которых привезли в больницу в течение 24 часов после инсульта, там что-то можно сделать, если ткань мозга жизнеспособна, – говорит Ваге Каграманян. – Но первые часы очень важны! Раньше мы использовали только медикаментозную терапию – вводили препарат, и если тромб не разрушался, мы практически ничего не могли сделать. Сейчас тоже сначала вводим медикаменты, смотрим на СКТ, какие повреждения, как выглядит сосуд, есть ли кровоизлияние, и, если нет противопоказаний, берем пациента на операцию. 

– Она проводится в течение часа, мы с помощью специальных инструментов, типа шприца, высасываем тромб, – объясняет хирург. – Все проводится или под общим наркозом, или под местной анестезией, тогда мы можем почти сразу определить – получилось ли у нас помочь. Потому что если тромб удалили, кровь продолжает бежать по сосудам, мозг работает, человек может говорить, двигать руками-ногами, в общем, в зависимости от того, какие были повреждения, смотрим, как восстанавливается. У нас был молодой парень, лет 40, так он полностью восстановился после операции, по нему теперь даже и не скажешь, что был инсульт!

Внутрисосудистую тромбоэкстракцию делают не всем, говорит врач, существует масса противопоказаний. Когда пациента с инсультом доставляют в стационар, собирается консилиум из как минимум трех врачей. Невролог осматривает пациента, а диагност определяет: есть ли, собственно перекрытый сосуд, и можно ли к нему безопасно подойти? И третий член консилиума, рентгенхирург, он и решает – возьмется ли за такую операцию. 

– Бывают сложные пациенты, подступиться к тромбу порой невозможно, – объясняет Ваге Каграманян. – Бывает, что поздно привезли, структура тромба такая, что операция будет неэффективной. Многие родственники говорят – а вот почему моему папе, сыну не сделали операцию? Мы бы и рады всем помочь, но, поймите, иногда это невозможно. Просто нужно помнить, что после приступа человека нужно как можно быстрее доставить в больницу, а не ждать, как порой бывает, несколько дней. Есть классическая триада проверки на инсульт. Заметили, что у родственника или даже постороннего человека что-то неладно – замедлилась речь, или он невнятно говорит, криво улыбается, не может поднять обе руки сразу – вызывайте «скорую»! 

Операцию делают, когда инсульт только произошел, это не плановое, а экстренное вмешательство. Себестоимость такой операции солидная – порядка 900 тысяч рублей, но пациентам ее делают бесплатно, по ОМС. На стол берут всех от 18 до 90 лет. Во второй краевой недавно по поводу инсульта и удалению тромба прооперировали женщину 86 лет. Успешно!

Мария Полякова