Рубрика: Экономика

Субъективный диагноз общественному транспорту

Монстры дорожного движения, гонщики, кондуктор-акробат – речь не о героях блокбастера или мультфильма. Просто ассоциации с общественным транспортом Хабаровска. Самые безобидные и очень нужные в городе машины стали тем самым неприятным персонажем, без которого семья не семья. Почему местным автобусам удалось стать явлением, зачастую уродующим краевую столицу, и можно ли это исправить?

Общественный транспорт Хабаровска представляет собой интересный контраст: цены все выше, качество ниже. Хотелось бы наоборот, но, увы, практика показывает, что перевозчики хорошо умеют только деньги считать. Можно поспорить, что после очередного повышения считают они звонкие монеты и хрустящие купюры куда охотнее, оставляя без внимания грязные салоны, поломанные кресла и дыры в полу собственных автобусов. На эти и другие недочеты исправно указывают пассажиры перевозчикам и властям.

В этот раз один из владельцев автобусов превзошел себя – поднял стоимость проезда прямо на 8 Марта! Такой подарок можно сделать, пожалуй, исключительно из уважения… к себе. Объявление об очередном повышении прочитали пассажиры автобуса № 25. Одни сокрушались: «Да куда ж больше-то?», другие недоумевали: «Не могли до 9 марта подождать?» При этом и те и другие зачастую продолжают жаловаться на двери, которые не закрываются во время поездки, на постоянно болтающих по телефону водителей, на грязь в салонах, на нарушения графика и на многое другое.

Автобусы вернуть государству?

Автобусы в Хабаровске как оборотни – превращаются из мирного транспорта в «монстра дорожного движения». С каждым годом пользоваться услугами перевозчиков хочется все меньше и меньше. Тенденции к улучшению ситуации пока нет, и будет ли – неясно. Горожане видят корень зла в том, что практически все маршруты в городе отданы на откуп коммерческим фирмам.

Простой обыватель уверен, что регулирование тарифов должно быть на государственном уровне, и контроль, соответственно, тоже. Сейчас нет ни первого, ни второго, а потому перевозчики, прекрасно понимая всю выгоду своего положения, меняют цены и условия не в пользу пассажиров. И – смотри выше – практически в любой момент, хоть 8 марта, хоть 9 мая, верно?

Перевозчики же настаивают, что поднимать цену они вынуждены, потому что «дорожает все». Автобусы нужно ремонтировать, заправлять, индексировать зарплату и прочее. С одной стороны, логично, а с другой – после очередного повышения цены автобусы ломаются так же часто, как и до него. Неужто недостаточно подняли стоимость?

Пока мэр Хабаровска Сергей Кравчук который год решает вопрос с трамваями, которых так и не дождался из Москвы, горожане поставили диагноз всему общественному транспорту: «Пациент скорее мертв, чем жив».

На этом пессимистичном фоне чернеет даже юмор. В соцсети ситуацию чаще характеризуют как убийство общественного транспорта в городе.

Айда в такси!

Такси дорого? Раньше, возможно, так и было, сейчас цена проезда на автобусе практически сравнялась по стоимости с услугами такси.

– Мы с дочкой едем вечером с занятий с Фурманова, 2-А до Панфиловцев, 16. Стоимость такси 91 рубль, на автобусе 80 рублей на двоих. После повышения будет тоже 90 рублей, – рассказала пассажирка Ольга.

– На такси добираемся от Первого микрорайона до «Леруа Марлен» – за 125 рублей, на автобусе платим 120 за троих, – делится наблюдением хабаровчанка Евгения.

Наша семья, мама-папа и двое детей, если куда-то выбираемся вместе, тоже железно вызывает такси: быстро, удобно и точно дешевле, чем автобусом! 

Вот такой вот поворот. Когда-то поездка на такси была признаком того, что жизнь удалась, и стоимость такого престижа была соответствующей. Сейчас такси – это альтернатива, если не хочется ехать в грязном и разбитом автобусе. При этом легковые авто нужно, как и автобусы, ремонтировать и заправлять. Да и цены растут для всех одинаково. Но у автолюбителей получается и заработать, и машину в порядке содержать, а у наших перевозчиков – почему-то нет.

Для сравнения: в Москве проезд в автобусе этой зимой стоил 50 рублей, в якутском городе Алдане – 43 рубля, в Новосибирске – 30, во Владивостоке – 32, в Биробиджане – 27 рублей, во Владикавказе поездка на маршрутке обходится в 15 рублей. По всей видимости, власти Хабаровска всячески пытаются дотянуться до уровня Москвы. Пока получается дотянуть только цену, да и то руками коммерческих организаций. То есть ничего не получается. Московские трамваи – и те потерялись...

Когда-то поездка на такси была признаком того, что жизнь удалась, и стоимость такого престижа была соответствующей. Сейчас такси – это отличная альтернатива, если не хочется ехать в грязном и разбитом автобусе. 

Такие вот у меня, и у некоторых моих знакомых горожан, субъективные впечатления. А у вас как, этот диагноз общественному транспорту Хабаровска такой же? Или еще хуже? 

На «троечку»

Впрочем, справедливость подобных резких оценок недавно подтвердил сам мэр Хабаровска. Дело в том, что перспективы общественного транспорта краевой столицы обсудили недавно депутаты гордумы и градоначальник на специальной встрече. И там выяснилось, что большинству жителей работа транспорта нравится! Такие выводы в мэрии сделали после проведенного опроса пассажиров на сайте городской администрации.

– Год назад был просто шквал нареканий от пассажиров. За это время нам удалось выйти из «красной зоны» и как-то эту ситуацию улучшить. В ходе последнего опроса, выяснилось, что 33,4 процента граждан «полностью довольны» общественным транспортом, а еще 26,7 процентов ответили, что «скорее довольны», чем нет. Причинами неудовлетворенности стали два основных показателя: несоответствие движения маршрутов установленным графикам и высокая стоимость билетов, – озвучил данные опроса Сергей Кравчук.

Впрочем, такое положение дел мэра не устроило, и он потребовал от перевозчиков и городского управления транспорта довести цифры «довольных работой» до 95 процентов от всех опрошенных. Правда, как этого добиться – рецепты мы, «недовольные», которых, судя по опросу, примерно 40 процентов, не услышали.

Марина Кутепова