Рубрика: Бизнес

Студенты в гостях у судостроителей края

Хабаровский судостроительный завод при поддержке краевых властей вошел во второй всероссийский акселератор «Открытая промышленность». Что это значит? Теперь хабаровчане и гости города смогут отправиться к судостроителям на экскурсию, заглянуть в цеха и сделать фотографии. Как в регионе развивают промышленный туризм – узнавал наш журналист.

Организаторы акселератора – Агентство стратегических инициатив (АСИ) – обучают представителей заводов грамотно выстраивать экскурсионную деятельность на своем производстве, устраивает для них большой лекционный курс со спикерами со всей страны. И на этот раз группа из студентов, туроператоров и представителей регионального правительства – посетили Хабаровский судостроительный завод. Для них здесь устроили производственно-техническую экскурсию «Наша работа – укрепление флота».

– Хабаровский судостроительный завод – одно из старейших предприятий региона. Здесь строятся как военные корабли, так и суда гражданского назначения. Одна из важных задач – сделать экскурсии по подобным местам интересными, не нарушая режима секретности и безопасности, – отметил первый замминистра туризма края Олег Лучин.

В цехах ХСЗ гости ознакомились с основными этапами работы: от подготовки производства и резки заготовок до формирования корпуса корабля. Также им представили макеты всех выпущенных за 70-летнюю историю завода судов – свыше 350 единиц! Изюминкой экскурсии стала возможность сделать фото в цехах, где ремонтируются и «зимуют» корабли.

Организаторы акселератора «открытая промышленность» – Агентство стратегических инициатив – обучают представителей заводов грамотно выстраивать экскурсионную деятельность на производстве, устраивают для них большой лекционный курс со спикерами со всей страны. 

Лариса Воробьёва работает на хабаровском заводе почти 40 лет. Закончила политехнический институт, пришла на ХСЗ на производственную практику, да тут и осталась. Инженер по подготовке заводских кадров знает о кораблях практически все! И с удовольствием делится знаниями со студентами и сотрудниками турагентств.

– Вот здесь у нас «Мурена», большой десантный катер на воздушной каверне, 

– показывает Лариса Геннадьевна. – В него входят два БТР, в которых, в свою очередь, находятся десантники. Катер на воздушной подушке может пристать к необорудованному берегу, причалить на мелководье, пройти по торосам. Всего таких «Мурен» произвели 11 штук, три уже отправились на экспорт в Южную Корею. 

До начала 90-х завод производил исключительно военные суда. Например, «Меркурий» – небольшой корабль, похожий на катер, заказали таможенники для борьбы с браконьерами. «Меркурий» хорошо вооружен и разгоняется до 90 километров в час. Три единицы, выпущенные на ХСЗ, до сих пор несут вахту на Сахалине. 

После развала СССР завод приступил к производству пассажирских судов. Буксир ледового класса, который может проламывать корпусом лед толщиной до метра, корабелы между собой называют «мультяшным». Маленький, да удаленький, с любовью говорят о бочкообразном корабле. Не каждый буксир может совершить разворот на месте, а этот малыш кружится на 360 градусов. Он предназначен для буксировки кораблей, если те потеряли ход в море, может подводить суда к причальным стенам, а так же использоваться в качестве пожарного. Таких на ХСЗ выпустили пока две штуки.

Сейчас на стапелях завода стоит несамоходный землесос. К строительству земснаряда «Амурский 203» приступили в мае прошлого года. Об этом мы рассказывали читателям в июльском № 28 (см. «Углубим Волгу и Амур»). По словам руководителя проекта Алексея Шабанова, раньше такие суда на хабаровском судостроительном не производили. Осадка – меньше метра, это позволит землесосу легко идти по фарватеру малых реки производить дноуглубительные работы.

– Всего мы должны сделать четыре таких судна, – рассказывает Алексей Шабанов. – Вот этот закончим в 2024 году, передадим его заказчику. Месяц назад мы завершили формирование основного корпуса до верхней палубы. Сейчас формируем надстройку первого яруса, всего их будет три. В марте начнем формирование второго яруса, секции одновременно делали на нескольких «постелях», сейчас они ровным слоем разложены по всему цеху, к сборке всё готово.

Студентам хабаровского техникума городской инфраструктуры и промышленного производства интересно все. Будущий сварщик Константин Соловчук рассчитывает после завершения обучения найти работу именно на этом предприятии: «Интересно, что можно до практики и трудоустройства увидеть, как организована работа на заводе, какие станки есть, поговорить с мастерами. Меня пока все устраивает, рассчитываю на зарплату где-то в 50 тысяч рублей».

– Этот акселератор необходим, чтобы внедрить промышленный туризм, чтобы этот турпродукт стал доступен массам, – объясняет первый замминистра туризма Олег Лучин. – АСИ помогает разнообразно, но самое главное – у них есть хороший методический опыт: взять чужие экскурсии и, так сказать, «переупаковать», переделать под наши реалии. А для школьников и студентов это, в первую очередь, профориентация: мы рассчитываем, что многие, побывав на заводе, захотят в будущем там работать. Наша цель – чтобы каждое предприятие региона обладало своей экскурсионной программой и открыло свои двери для промышленного туризма!

Мария Полякова