Рубрика: Люди

Стать «папой, которым можно гордиться»

Знакомьтесь, Дмитрий Коломийцев, настоящий мужчина, отец четверых детей, а еще глава отделения Всероссийского общества родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Хабаровского края. Мы встретились, чтобы узнать у него, как заставить неповоротливую госмашину развернуться к обществу. А главное – каково быть отцом.

Судьбоносная для Дмитрия встреча произошла в 2007 году. В Комсомольске он тогда учился на втором курсе в техуниверситете на специалиста по соцработе, а красавица Мария заканчивала школу. Через пару лет они узаконили свои отношения. Вскоре родился первенец. 

Увы, роды, по словам врачей, прошли не совсем удачно. Была асфиксия – пуповина обмотала ручку крупного малыша. Вскоре стали видны последствия. Алеша не мог ползать, долго не мог заговорить. А в три года пациент с «задержкой психического развития» стал терять сознание. В хабаровском перинатальном центре поставили сыну Коломийцевых диагноз «эпилепсия», рекомендовали оформить инвалидность.

Но Дмитрий и Мария не хотели смириться с диагнозами и советами «не торопиться», «подождать, когда подрастет». Нет, надо бороться, найти любую возможность вылечить Лешу, тренировать его, подтянуть ребенка до «общепринятых стандартов»! Как сейчас считает Дмитрий, настоящему родительскому смирению его научил священник: «Ваш Леша счастлив таким, какой он есть. И он имеет право быть самим собой». 

Недетская история

Увы, семейные трудности не ограничивались только медицинской сферой. Хотя детсад, куда Коломийцевы отдали Алексея, его папе очень понравился. Уже позже, когда сын подрос, маму и отца ждал новый шок.

– Мы узнали, что на воспитателя из детсада, куда ходил Лёша, завели уголовное дело о жестоком обращении с детьми. Оказывается, она зажимала рот и засовывала насильно пищу, если дети не хотели есть. А если капризничали, то обрызгивала их из пульверизатора водой. Чтобы дети засыпали, эта женщина накрывала их одеялом с головой и ложилась сверху! – не скрывает эмоций Дмитрий. 

– Этот кошмар выявили родители, увидев у детей гематомы. Нянечка во всем созналась. Воспитатель получила наказание, к сожалению, без лишения свободы. Но я до сих пор в ужасе. Надеюсь, эта женщина не издевалась над моим сыном, – сжимает он кулаки. – Вот тогда я понял, насколько важно отдать своего ребенка проверенным людям.

В Хабаровском крае открыто 14 муниципальных отделений ВОРДИ и шесть семейных приемных. Если вам нужна помощь или вы сами хотите помочь, обращайтесь в семейные приемные ВОРДИ: 
8800-250-4243 (федеральный номер), 8915-330-2719 (хабаровский). Оставляйте заявку на сайте: http://khabarovsk.vordi.org (кнопка «Пишите нам»).

Однако в другой группе детсада, куда ходил второй сын, Артём, Дмитрий уже стал свидетелем жестокого обращения: его сына швырнули! Воспитательница долго извинялась, но информация довели до директора сада. В итоге детей Коломийцевых перевели в другой детсад. Это, а также еще ряд причин заставили Дмитрия и Марию задуматься о смене места жительства.

Переезд и «страшилки»

В 2018-м семья Коломийцевых уже с тремя детьми (родилась дочка Настя) решила переехать в Хабаровск.

Многие педагоги, да и родители детей-инвалидов выступают за инклюзивное образование. Они считают, что коррекционные заведения будут «тормозить» их детей, поэтому жить, учиться и общаться они должны в среде здоровых ребят. Но Коломийцев с таким подходом не согласен.

– Я приверженец коррекционного образования: хочу, чтобы моему ребенку были созданы комфортные, специальные условия. Чтобы Алексей находился в среде, где может заявить себя успешным. В группе со здоровыми детьми слишком высока конкуренция, он будет первым с конца. Это глубокое заблуждение, что наши дети этого не понимают! – объясняет мне Дмитрий. 

Перед переездом папа изучал условия в хабаровских заведениях. В итоге в семье решили: Алексей будет ходить в школу-интернат № 4, а значит, квартиру надо покупать в районе поселка Горького.

Тогда же в Хабаровске у Дмитрия произошло важное знакомство с Натальей Евтеевой, главой инвалидной организации «Реальная помощь». Общение с активистами, с людьми, которые в таких же, а порой и более сложных ситуациях не опускают руки, окрыляет. Правда, активисты предупредили Коломийцевых: впереди еще немало трудностей и надо думать о перспективе. А она такова, что Алексея и многих других таких людей, после ухода из жизни родителей, ждет ПНИ – психоневрологический интернат. Такие заведения многие российские активисты горько сравнивают с тюрьмой. 

– Поначалу думаю, что за «страшилки» такие? Но задумался: а что будет с моим сыном после 18 лет, неужели такие дети попадают в эти самые ПНИ? Стал погружаться в тему, долго изучал. И узнал, что да, перспективы, мягко говоря, не очень хорошие, – вспоминает свой новый шок Дмитрий. – Но я человек боевитый, занимался боксом, а еще я юрист по второму образованию, привык к борьбе, сдаваться никогда нельзя!

«Мужчины стали трусливыми»

Тогда Коломийцев принял волевое решение. Он уволился с хорошей работы в крупной компании и пошел в правозащитники – в краевое отделение Всероссийского общества родителей детей-инвалидов (ВОРДИ). 

– Я сделал выбор в сторону ребенка! – объясняет он. – Родители могут зарабатывать и делать все, что угодно, но решать проблемы наших детей надо вместе. Быть членом организации, чем-нибудь, хоть немного, но помогать. А иначе это был бы выбор в сторону эгоизма...

– Когда мужчина говорит, что проблемами ребенка занимается жена, а я там где-то работаю – это неправильно. Исконно правозащитниками были мужчины, это потом все перевернулось с ног на голову: мужчины стали трусливыми, не могут на себя брать вызовы. И это не красит наше мужское сообщество! Посмотрите, даже то же самое ВОРДИ – сплошь женская организация. Мужчины, мол, деньги зарабатывают, бизнесы ведут, но в конце жизни, напомню, нам всем смотреть в глаза своим детям, – рассуждает Дмитрий.

Думаю, такой мужчина-активист очень нужен был организации: в 2019 году Коломийцев возглавил ВОРДИ. Проблем, которые стояли перед родителями детей-инвалидов, немало. Но ключевая – как будут жить совершеннолетние люди с инвалидностью?

А родители – против! 

В крае тогда, напомню, как раз собирались построить еще один психоневрологический интернат. Крупный, на 400 мест. В ведомстве соцзащиты очень гордились масштабным проектом. Но родительское сообщество неожиданно выступило против. Дмитрий Коломийцев стал одним из тех активистов, кто предложил альтернативу – дома сопровождаемого проживания. И они тогда оказались, мягко говоря, в эпицентре нападок, вспоминает он.

Однако «вопрос ПНИ» получил всеобщую огласку. И после совещания в общественной палате края в качестве модератора краевые власти признали: родители правы. В поддержку хабаровских активистов выступили как известная московская общественница Нюта Федермессер, так и Максим Топилин, тогда еще министр труда РФ.

– Министр прилетел сюда на расширенное заседание местного общественного совета, где заявил: строить «не для людей» никто не будет. Поэтому, мол, договаривайтесь с родителями, меняйте проект. Да, сроки сдвинутся. В этом потом обвинили нас, но мне кажется, что нужно было первоначально спросить родителей, – уверен Дмитрий. 

Сейчас у ВОРДИ есть поручение от совета по делам инвалидов при губернаторе: в этом году планируется совещание по подготовке строительства в крае детского реабилитационного центра и дома сопровождаемого проживания. Главное – не потерять найденное взаимопонимание между чиновниками и родительским сообществом. Земля под строительство выделена в поселке Березовка, уже согласована проектно-сметная документация, сейчас проходят мероприятия по заказу проекта. Можем ведь, когда захотим!

Двигаться дальше

Сегодня, рассказывает глава хабаровского отделения ВОРДИ, организация работает на средства из самых разных источников: от грантов, субсидированной помощи края и города, а также на деньги от благотворителей и предпринимателей. Теперь главный офис в Хабаровске преображается. К примеру, отремонтировано помещение для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии: колясочникам стало удобно сюда заезжать.

В рамках «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» поставлена задача по обеспечению соцзащиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. В частности, предусмотрено проведение мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере соцзащиты, здравоохранения, образования, занятости. Также предусмотрено обеспечение равного доступа таких детей к качественному образованию всех уровней. 

А еще появилась оборудованная инклюзивная полиграфия – новая форма трудоустройства для людей с тяжелой формой инвалидности, здесь им выделены квоты на определенное количество рабочих мест. Работает инклюзивная творческая мастерская по ткачеству во главе с Гошей Заречневым и его мамой Аллой. Открыта служба социального сопровождения семей. Еще в офисе ВОРДИ проходят духовные, творческие, психологические встречи, круглые столы. 

Но главная задача, как считает руководитель организации, остается прежней: надо строить в крае дома сопровождаемого проживания и внедрить технологию жизнеустройства людей с инвалидностью в сопровождении. Надо бороться дальше. 

...А пока семью Коломийцевых можно поздравить с прибавлением в 2023 году. Помимо дочки Анастасии, сыновей Артема и Алексея, у них родилась дочка Анна. Воспитание детей, по мнению упорного отца, тренирует душу, делает человека сложнее и лучше. Вы знаете, я с ним согласна! 

Елена Барабанова