Рубрика: Образование

Зачем пенсионер обучает «особенных» детей ремеслу

В школе-интернате № 4 обучаются дети с нарушениями интеллектуального развития. Поэтому за девять лет ребята проходят программу лишь до четвертого класса по меркам общеобразовательной школы. Но в большую жизнь многие все же выходят, владея азами профессий. Столярному делу обучает мальчишек пенсионер Юрий Филиппов.

Это учреждение располагается на Восточном шоссе в Хабаровске и считается одним из лучших в городе. Здесь обучается более 200 детей. 

Трудовое обучение – одни из самых любимых уроков у них. Так бывает, когда педагог отдает всего себя работе и буквально растворяется в своих учениках. Дети к такому учителю бегут с радостью и не хотят уходить. Юрий Семенович Филиппов, педагог трудового обучения, профессиональный столяр и резчик по дереву, обучает ребят своему ремеслу. Мальчишки, которые поначалу не знают, как держать в руках отвертку, ни разу не видели пилу, через пару лет обучения делают резные картины, табуретки и статуэтки из дерева.

На уроки труда для мальчиков просятся даже девочки! Для таких увлеченных Юрий Семенович по вечерам ведет отдельный кружок резьбы по дереву. И есть успехи: три ученицы успешно выступают на конкурсах. Говорит, у девочек резьба получается даже лучше, потому что они более внимательны, усердны и аккуратны.

Табуретки – лучшие!

По словам педагога, для детей с ментальными особенностями здоровья резьба по дереву несет огромную пользу.

– Во-первых, это привитие художественных навыков, ребенок становится аккуратным, у него улучшается мелкая моторика рук. Тут и черчение и математика, пространственное мышление. А, во-вторых, это очень необходимый навык для дальнейшей жизни. Они умеют держать в руках молоток, знают, что такое стамеска, рубанок, – объясняет Юрий Семенович. – Моя задача в том, чтобы, когда они выйдут отсюда, умели сделать что-то своими руками, стали нужными на производстве и могли себя найти в какой-то профессии. И необязательно в столярном ремесле.

Многие выпускники школы-интерната № 4 идут учиться в колледжи на плотников, сварщиков, электриков, осваивают другие рабочие профессии.

– Мне не раз коллеги говорили: ваши ученики делают самые лучшие табуретки! А табуретка – это основа всех столярных умений, – улыбается пенсионер.

Непростые ученики

Возможно, у учеников Юрия Семеновича все получается потому, что, как педагог, он весьма требовательный. И хотя дети в его группе непростые, все с интеллектуальными нарушениями, спуску он им не дает. Искренне верит, что каждый сможет осилить основы и сделать ровно и красиво.

– Он чертит, вижу, не получается, говорю: «Стирай, давай заново!» Ему трудно, нервничает, ломает, психует. Ну что поделать, ему сложно, переключаю на что-то другое, пусть пока порисует, поклеит. Немного отошел, успокоился, начинаем заново, – делится секретами учитель.

– Или вот, смотрите, что Рамиль у меня делает! Это геометрическая резьба. А парень ведь с ментальными нарушениями. Но обратите внимание, какая точность, какие ровные линии, есть и глубина, и объем. Может ведь! Он уже в колледже учится на сварщика, приезжает сюда позаниматься резьбой. Мы с ним готовимся на конкурс «Абилимпикс», в этом году будем выступать на всероссийском этапе, – с гордостью рассказывает педагог.

Говорить о них Юрий Семенович может бесконечно, педагог искренне радуется успехам своих ребят, помнит каждого, даже если прошло уже много лет.

– Это Виталик, он, когда пришел к нам, вообще ничего не мог делать. Даже мозаику наклеивал не в ряд, как требуется, а хаотично. А сейчас посмотрите, какие картины вырезает, – Юрий Семенович показывает на шкаф, уставленный картинами и поделками. – А это работа Кати. Она так переживала на всероссийском «Абилимпиксе», что расплакалась, хотя на краевом этапе заняла первое место. А это работы ученика с аутизмом. Ему сложно переносить звуки, он одной рукой ухо закрывает, а другой все равно строгает!

Сам со школы увлечён

Работой с деревом сам Филиппов, как и его ученики, увлекся еще в школе.

– В восьмом классе мы пошли высаживать деревья, а там медведей «режут»! Рядом сувенирная лавка была. Меня как пронзило: «И я так же хочу!» И пошел учиться. Первым вырезал изюбра, а потом научился и медведей. В 17 лет имел уже четвертый разряд и пошел работать в сувенирный цех, – вспоминает педагог. – А после армии стал уже мастером, позже окончил педагогический институт, художественно-графический факультет.

Свою будущую жену, вспоминает, тоже пытался впечатлить поделками. Но не подействовало. И все же она оказалась такой же рукодельницей, как и он сам.

– Она у меня тоже любит руками творить – собирает мозаики, коврики ткет, вышивает, – показывает работы супруги Юрий Семенович.

Преподает профессиональный столяр уже больше десятка лет. Сначала учил ремеслу ребят в одном из училищ, потом судьба привела в школу-интернат для детей с особенностями здоровья. Поначалу, признается, было очень сложно. Но со временем втянулся.

– Бывает, девять человек вывернут тебя наизнанку так, как не удавалось 20-ти студентам в училище. Этим ребятам нужно больше внимания, больше объяснений, больше времени на освоение, – говорит Юрий Семенович.– И очень много терпения...

И все же признается, что желания оставить школу и уйти в свободное плавание никогда даже не возникало. Хотя с таким мастерством профессионал мог быть нарасхват. Но он это уже попробовал – поработал за свою жизнь много где: и в сувенирном цехе, в столярных мастерских, и евроремонты в чужих квартирах делал, и домики с беседками на заказ строил… Но, как сам признается, нашел себя именно в преподавании.

– Они меня так подстегивают! С ними я на практике познаю: надо самому двигаться дальше, учиться, развиваться, – говорит пенсионер. – Я должен ученику показать свою работу, ведь он с меня пример берет, тем самым заставляя работать над собой.

Идеи для своих поделок учитель и его ученики берут повсюду. В год тигра ребята вырезали картины с полосатыми хищниками. А весной на просторах интернета кого-то из учеников «зацепило» несколько фото на военную тематику. Так родилась целая серия картин, посвященная борьбе, любви и заботе.

Десяток ёжиков

Недавно десятиклассник принес небольшую игрушку – резинового ежика, в мастерской нашелся подходящий кусочек – и работа закипела.

– Он уже с десяток этих ежиков из дерева вырезал. На подарки друзьям, знакомым, – смеется педагог. – А это работа совсем непростая. Нужно увидеть фигурку в этом пеньке, определить объем, наметить основные элементы. Я, конечно, помогаю, направляю. Но основную работу ребята делают сами.

Много делают трудовик-пенсионер Филиппов и его ученики для родного дома-интерната, а также для своих однокашников.

Юрий Филиппов, педагог трудового обучения, профессиональный столяр и резчик по дереву, пенсионер:

– Ученики меня так подстегивают! С ними я на практике познаю: надо самому двигаться дальше, учиться, развиваться. Я должен ученику показать свою работу, ведь он с меня пример берет, тем самым заставляя педагога работать над собой. 

Сейчас, например, всей группой делают набор из деревянных подставок под книжки для первоклассников. Дело в том, что в этом году в их школе впервые набрали первый класс из ребят, которые передвигаются на колясках. Для того чтобы облегчить им процесс обучения, пришла идея с деревянными девайсами собственной конструкции.

Фойе школы украшает резная стойка для охранника, рядом деревянные столики с фигурными ножками и декоративный заборчик. А по периметру – деревянные фигурные ящики для цветов. Все это сделано руками учеников Юрия Семеновича. Эти работы, признается педагог, вселяют в него уверенность, что теперь ребята, пусть даже с проблемами здоровья, научившись делать что-то своим руками, точно не потеряются в жизни и всегда смогут заработать.

Екатерина Подпенко. Фото автора