Рубрика: люди

Хабаровчане привыкли расплачиваться за проезд в общественном транспорте по безналу. Но иногда оплата не проходит, потому что карта оказывается в так называемом «стоп-листе». И водители не всегда реагируют на это адекватно. Не так давно в Хабаровске грянул очередной скандал: рулевой 11-го маршрута по этой причине не выпустил из автобуса несовершеннолетнюю пассажирку!

Вывести карту из стоп-листа можно:
– по тел. 8(4212) 45-25-05;
– написать на WhatsApp 8-984-175-1967.
Советуем заранее внести эти данные в память своего телефона. От вас также потребуют назвать номер карты, которую нужно вывести из стоп-листа.

– Мы все еще не можем прийти в себя после этого происшествия, – рассказывала журналистам мама студентки, Антонина. – Дочь учится в техникуме. Недавно ей исполнилось 16 лет, но на момент инцидента было 15. Она возвращалась домой с учебы, должна была выйти на остановке «Универсам». Карта оказалась в стоп-листе, она предложила водителю перевести деньги на его личный номер. Но он отказался, сказал, что пусть пассажирам переводит, а те за нее рассчитаются. Ребенок растерялся, никто на помощь не пришел!

Водитель поехал дальше, на конечную. Девочка осталась в автобусе. Когда мама ее спросила: «Почему ты не вышла на своей остановке?», она ответила: «Мама, он так кричал на меня, я испугалась!».

На конечной водитель выпустил-таки безбилетную пассажирку из автобуса, демонстративно покурил в присутствии ребенка и поехал дальше по маршруту.

Мнение мамы

– Дочь дозвонилась мне, я не успела их перехватить на «Универсаме», прыгнула в машину и поймала автобус только на «Автодорожном техникуме». Я тогда очень перенервничала – неизвестно куда увезли моего ребенка, думаю, тут каждая мама перепугалась бы, – вспоминает Антонина, заново переживая произошедшее с ее дочерью.

По словам матери, водитель и с ней повел себя агрессивно: кричал и матерился, выхватил у нее из рук брелок с сигнализацией от машины и сломал его. Возмущенная родительница обратилась в городское управление транспорта, где ей посоветовали написать заявление в полицию. Через несколько дней дело было передано в Следком.

– Мы встретились с водителем в Следственном комитете, но он так и не извинился, – посетовала Антонина. – Хотя в СМИ была информация, что он и перевозчик приносят свои извинения. На самом деле ничего подобного не произошло!

Федеральный закон от 24.02.2021 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещает «высадку лица, не достигшего возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, при отказе от оплаты проезда». И неважно при этом, по какой причине! 

Представитель перевозчика Наталья Факира говорит, что водитель вину признает. Ему сделали выговор, наказали материально. В декабре он по-прежнему работал на 11-м маршруте. Факира также признает, что конфликтные ситуации из-за того, что карта пассажира оказывается в стоп-листе, не редкость, и водители «иногда не выдерживают и срываются».

Доводы перевозчика

– У нас на каждом автобусе на рейс оказываются по одному, двум «зайцам», у которых карта в стоп-листе, – рассказала она. – Чаще всего это взрослые люди, которые нагло улыбаются и говорят, что у них все в порядке, это, мол, у вас терминал не работает! И выходят, не оплачивая проезд. А на днях одна школьница сказала нашему водителю, что папа специально дал ей карту, которая в стоп-листе, чтобы она каталась бесплатно. Автобус за день делает 10-11 рейсов, машин в автопарке у нас 11. Получается каждый день примерно 150 человек ездят бесплатно. Это около пяти-шести тысяч рублей, заправка одного автобуса! И это у нас еще маленькое предприятие, а проблема эта у всех перевозчиков...

Принимать платежи на личную карту, по признанию Натальи Факиры, у них в компании водителям запрещают – все должно быть прозрачно и проходить через терминал. Но выручку-то они должны привозить каждый день. В общем, парни и так на нервах – дорога, пробки, график, пассажиры, а тут еще и «зайцы» постоянно.

Среди принципов, положенных в основу «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года», – обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, равный доступ к социальным услугам для всех типов семей.

– Я не оправдываю нашего водителя – он поступил неправильно. Но никого за руки он не хватал и насильно в автобусе не удерживал. Кроме того, он сказал, что мама девочки разбила ему телефон и сама спровоцировала конфликтную ситуацию. В общем, разбираемся, – сообщила тогда она.

Версия оператора

Каждый день в Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр (МБУ ХМНИЦ) поступает порядка 100 звонков с требованием вывести карту из стоп-листа. Чаще всего хабаровчане недоумевают – почему карта оказывается заблокированной, если на ней есть деньги?

– Система списывания средств за проезд работает с задержкой, – объясняет Дмитрий Ламаш, директор МБУ ХМНИЦ. – Так специально настроено, чтобы платежи проходили постепенно. Иногда задержка составляет от нескольких минут до нескольких часов. Вы прикладываете карту к терминалу, и даже если на ней не хватает средств, терминал все равно пишет, что оплата прошла. А потом приходит ответ из банка, и карта попадает в стоп-лист.

Или вы рассчитываетесь в автобусе, деньги на карте есть. Вы идете в магазин, тратите все, что было на карте, думая, что за проезд-то вы уже рассчитались, так что все в порядке. А система еще не списала средства за поездку. И когда вы вышли из магазина с пустой картой – тут приходит запрос, а денег на карте уже нет. И карта попадает в стоп-лист.

Если вы пополните баланс, то на следующий день система опросит карту, увидит, что средства есть, спишет их в счет задолженности и выведет карту из стоп-листа. Если денег не будет, запрос будет повторяться сначала каждый день, потом раз в три дня, потом раз в неделю. Больше 90 процентов проблем с тем, что карта попадает в стоп-лист, связаны с недостатком денежных средств на карте пассажиров, уверяет Дмитрий Ламаш и советует чаще проверять баланс.

Впрочем, наши журналисты сами сталкивались с подобным «стоп-листом» при более чем достаточном количестве денег, и «все, что было на карте», не потратили в дальнейшем. Но все равно пришлось звонить и писать на ватсап компании, чтобы вывести карту из ступора...

Где выход?

Конфликтов в общественном транспорте могло бы стать меньше, если бы пассажиры рассчитывались при входе в автобус, а не при выходе, как сейчас, считают перевозчики. Тогда люди были бы заинтересованы в том, чтобы карты их работали, иначе можно и на работу не попасть.

А сейчас получается, что услуга получена – человек доехал туда, куда хотел, а заплатить за проезд не считает нужным, высказывают мнение перевозчики. Но кто им мешает построить именно такую систему? Для этого достаточно начать впускать через переднюю дверь, а выпускать через среднюю и заднюю, а не наоборот.

– Проблема с «зайцами» была, есть и, скорее всего, будет, – говорит Анатолий Игнатенко, начальник отдела управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска. – Но водитель должен помнить, что согласно федеральному закону высаживать несовершеннолетних пассажиров, не оплативших проезд, запрещено!

Да, в законе не оговорено, кто должен тогда компенсировать выпадающие доходы перевозчику, но сказано, что на водителя будет наложен штраф в размере 5000 рублей, а на перевозчика – от 20 тысяч, если он высадит ребенка. Но если ребёнка в зимний период высадили в незнакомом ему районе, на незнакомом остановочном пункте, не дай бог, с ним случится какая-то беда, ответственность уже будет не административная, а уголовная.

– Мы работаем с перевозчиками, напоминаем им о необходимости информационной работы с водителями, но такие инциденты, к сожалению, иногда случаются, – говорит Анатолий Игнатенко. – Администрация города приносит пострадавшим свои извинения. 

Инга Трошина