Рубрика: Люди

В Хабаровске побывал первый наш поистине звёздный земляк

Не так давно в краевой столице побывал Пётр Дубров, – инженер-программист, космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», российский космонавт № 125. Казалось бы, что такого? Но для нас это особенный человек: он стал первым хабаровчанином, побывавшим в космосе. 30 марта 2022 года он вернулся на Землю, на орбите Пётр пробыл 355 суток, установив рекорд длительности одного полета по программе МКС среди россиян.

44-летний Пётр Дубров родился и вырос в Хабаровске, высшее образование получил в Тихоокеанском госуниверситете. После отъезда в отряд космонавтов родной город посещал нечасто, но говорит, что после полета приехал при первой же возможности. Естественно, здесь было много встреч.

Я еще застал то время, когда он работал. Я был школьником, и на меня экскурсия в планетарий произвела очень большое впечатление!»

– Практически за год пребывания на МКС я совершил четыре выхода в открытый космос, приемку двух новых модулей, в их числе многоцелевого лабораторного модуля «Наука», и их интеграцию в работу станции. Параллельно наш экипаж проводил научные эксперименты, успешно устранял возникающие нештатные ситуации. Также хорошо запомнился интересный опыт сотрудничества с российской киногруппой, снимавшей художественный фильм прямо на орбите, – рассказал космонавт в Хабаровске на встрече с нынешним губернатором.

Путь к мечте

Немного позже Пётр Дубров провел встречу со студентами в стенах ТОГУ, где некогда учился сам. Также 44-летний экс-студент ответил на вопросы молодежи.

– Окончив университет, я старался реализовать себя в сфере инфотехнологий, в том, что мне нравилось. Увлекся парашютным спортом – сейчас у меня уже более 600 прыжков. Здоровье укрепилось, я достигал успехов в профессиональной сфере, и стала просыпаться детская мечта, которая всегда жила внутри – мечта о полетах в космос! Стал думать, как это можно реализовать, – рассказывал Пётр.

– И вот случилось знаковое событие – был объявлен первый открытый набор в отряд космонавтов. Сейчас представитель любой профессии может собрать необходимый комплект документов, отправить в Центр подготовки космонавтов и поучаствовать в отборе. Набор идет практически постоянно. После этой ступени следует очный этап отбора – проверка физической формы, психологического состояния, профессиональное собеседование, составляется представление о человеке и его возможностях. Завершается все медицинским обследованием. По итогам всех тестов 8 октября 2012 года межведомственная комиссия приняла решение: зачислить восемь человек в отряд космонавтов. А ведь более 400 подавали заявление на отбор на курс общекосмической подготовки, – напомнил студентам Дубров.

По его словам, обучение для работы на орбите занимает очень длительное время. Помимо физподготовки, космонавты должны хорошо разбираться в точных науках, обладать навыками медпомощи и, конечно, знать, как управлять и чинить орбитальную станцию. И тут уже возникает вопрос: да, многие науки можно освоить на Земле, но как отточить навыки в работе с космической станцией?

– В центре подготовки есть копия станции, которая сейчас находится в космосе,

– рассказал Петр землякам. – Она абсолютно идентична, что по размеру, что по функциям, и по расположению всевозможных кнопок. Так, мы, космонавты, можем узнать, как работать с ней и как предотвращать различные ЧП. Инструкторы часто устраивали какие-нибудь внештатные ситуации и смотрели, как мы действуем.

Как выжить космонавту

А вот, казалось бы, что трудного в метании бортжурнала в невесомости? Кинул – и все! Но, оказывается, и тут нужно тренироваться.

– Когда мы кидаем предмет прямо, из-за того, что привыкли к земной гравитации, кидаем его заведомо чуть-чуть вверх. В невесомости такой трюк не пройдет – нужно кидать точно прямо! И нам пришлось этому тоже учиться, – объяснял космонавт.

Затронул Пётр Дубров и тему о практиках выживания – и не только на орбите. Обычно все космонавты РФ совершают приземление в степях Казахстана, но готовым надо быть ко всему: к примеру, к экстренной посадке в море. И для этого, оказывается, предусмотрено все – от дополнительных теплых водонепроницаемых костюмов до спасательных надувных предметов, которые помогут спокойно дождаться службу спасения.

– Наверное, за год произошло все, о чем только может мечтать космонавт, – признался Пётр. – Во-первых, это прием двух новых модулей на орбите. Принять даже один модуль – событие для космонавта, а во время моего полета таких модулей было сразу два! И, конечно, самая сложная и самая интересная деятельность на борту – выходы в открытый космос.

– Мне очень повезло, у меня этих выходов было целых четыре. Это сложное мероприятие, к которому мы начинаем готовиться еще на Земле. На орбите, за две недели до выхода, мы также начинаем готовить скафандры, шлюзовой отсек, изучаем районы работ через иллюминатор. В день выхода, который продолжается около 20 часов, просыпаемся в три-четыре часа, делаем последние проверки, надеваем обмундирование. У нас были задачи по подготовке станции к приему новых модулей, работы было много. Все прошло успешно! – заключил хабаровчанин.

НЛО и зубная боль

Вопросы к звездному земляку у молодежи были самые разные. Один спрашивал о любимых фильмах и музыке, другой – о космическом туризме, а кто-то поинтересовался – готовят ли космонавтов ко встрече с НЛО?! Петр Валерьевич со смехом, но скучно ответил: нет, мол, вероятность данного события настолько мала, никто даже о таком не думает. Но потом все же признался: да, в экипаже не раз обсуждали свои действия, если такая невероятность все же произойдет...

Также у космонавта спросили о том, чего ему не хватало в космосе и уже потом на Земле.

– В космосе больше всего не хватало обычного горячего душа, – улыбнулся Дубров. – Когда вернулся, я поставил стул под душ, стоять ведь долго еще не мог, сел и наслаждался бесконечными струями воды! А сейчас на Земле мне не хватает четких событий в течение дня. Когда мы только собирались на орбиту, мы уже знали свое расписание там, вплоть до минуты. И за год к такому очень быстро привыкаешь...

Еще один вопрос, который заставил хабаровчанина улыбнуться – что же делать космонавту, если на орбите у него заболел зуб? Оказалось, что во время подготовки на Земле наши космонавты учатся и основам стоматологии! То есть поставить временную пломбу или вырвать зуб смогут сами, благо, на станции для этого есть все инструменты.

– За год работы зубы ни у кого не болели, но неприятный случай был – у одного из коллег выпала пломба. Мы поставили временную, до возвращения на Землю ходил с ней, – поделился опытом дантиста Пётр Дубров.

Идея и картина

Была у звездного гостя и еще одна любопытная встреча – с депутатами городской думы. Ее новый спикер, 43-летний Андрей Белоглазов, обратился к космонавту-испытателю с просьбой поддержать строительство в городе планетария, переставшего существовать много лет назад.

«62 года назад Хабаровск по пути в Японию и на обратном пути в Москву посетил Юрий Гагарин. В парке, который сейчас носит его имя, он посадил две лиственницы. И именно в этом парке было бы логично построить планетарий! В Хабаровске в 20 веке такой объект был, и мечта многих хабаровчан сегодня – чтобы в нашем городе он снова появился. Хотели бы попросить вашего содействия в продвижении этой идеи», – цитирует пресс-служба мэрии вдохновенные слова спикера из «ЕР» и ОНФ.

Непонятно, правда, чем конкретно может помочь в возведении капитального объекта рядовой космонавт, но Дубров красивую идею, конечно, поддержал: «Я еще застал то время, когда он работал. Я был школьником, и на меня экскурсия в планетарий произвела очень большое впечатление. Восход солнца под музыку Мусоргского «Рассвет на Москва-реке» помню до сих пор! И считаю, что такой объект детей, конечно же, вдохновит, даст новые цели и мечты. Поэтому, если я чем-то смогу чем-то помочь, оказать информационную поддержку – конечно же, буду рад!»

На прощание депутаты вручили земляку картину под названием «Шестая планета». Рисунок выполнен из полудрагоценных камней и кварцевого песка хабаровским художником Анатолием Фурсовым. Камни, использованные в работе, аутентичны для Дальнего Востока. Пётр Дубров сказал, что доставить картину на МКС будет сложновато, но в столичном Музее Космонавтики ей обязательно найдется место.

Так что хоть один наш хабаровчанин дотянулся до своей космической мечты. Жаль, что про хабаровский планетарий и сегодняшних местных хабаровских мечтателей пока как-то все не очень понятно...