Почему не открывается «Хехцир»
Горнолыжный комплекс на хабаровском Хехцире возводят уже на протяжении трех лет. И все это время ценители зимних видов спорта ожидают: когда же нашумевший туробъект, который был камнем преткновения краевых и городских властей, примет первых посетителей? На вопросы прессы после долгого молчания решили ответить представители известной муниципальной компании «ЦИТ», пригласив журналистов на стройку.
Оценить готовность строящейся базы отправились и корреспонденты сайта DVHAB.ru. И подтвердили то, что теперь и так все поняли: горнолыжный комплекс в этом году не откроют.
«Для развития мы заявились еще на 80 гектаров близлежащей территории, которая принадлежит краю. Это даст возможность увеличить высоту и протяженность трасс, а также разместить дополнительные парковки, зоны активности, места отдыха».
Как напомнили журналисты сайта, в 2019 году инвестором для восстановления горнолыжной базы «Спартак» стал Центр инновационных технологий города Хабаровска. Тогда же появились планы не только восстановить объект, но и превратить его в место притяжения любителей здорового образа жизни не только нашего региона. Опуская громкие обвинения и скандалы, сотрясавшие краевое правительство времен Фургала, именно по поводу принадлежности «Спартака», можно отметить, что в 2020 году удалось сменить название, а еще через год на Хехцире начались работы. В итоге, много времени было потеряно, и открытие горнолыжной базы перенесли на 2022 год.
Впрочем, уже к лету стало ясно, что и сейчас спортсменам не стоит ждать готовности комплекса, но какой-либо точной информации, на какой стадии находится объект, жителям края не говорили. Но умалчивание – не лучшая политика, так что недавно прессу все же позвали на расхваленный прежде объект.
Санкции против логистики
ГЛК «Хехцир» на месте некогда знаменитого «Спартака» возводит компания «ЦИТ» – основной инвестор комплекса. Согласно прежде озвученным властями планам, горнолыжная база должна была встретить своих посетителей в 2022 году, но, как уже очевидно, туристы туда попадут нескоро. Как объяснили представители «ЦИТа», подрядчик хоть и проделал большой объем работ, но закончить все стадии к сезону-2022 не успели.
На вопрос, что стало тому виной, в компании ответили прямо – санкции внесли свои коррективы, бесповоротно изменив начальный план открыться в этом году.
– Ряд проблем возник с канатными дорогами из-за введения санкций, так как некоторые комплектующие задержали, и поставщики решали логистическую проблему. Также сейчас мы стараемся устранить технические сложности с поставкой запчастей. Но вы видите, что за десять месяцев смонтирован ряд объектов. Это и готовый подъемник, от фундамента до опор, и приводные станции. Физическая готовность комплекса – 70%. Основные тяжелые строительные работы проведены, – рассказал Сергей Гришин, руководитель Центра инновационных технологий города Хабаровска.
Кадры и рельеф
Также в компании в середине ноября отмечали, что возникли сложности с персоналом, в частности, некоторые попали под частичную мобилизацию, и специалистов стало не хватать. Кроме того, подвели и погодные условия – почти все лето шли дожди, и тяжелая техника просто не могла проехать на вершину сопки из-за грязи и риска соскользнуть вниз. Столкнулись рабочие и со сложным рельефом. Как отметил начальник участка, грунт оказался плотным и скалистым. Чтобы его раздробить, необходимо приложить значительные усилия. К слову, о том, что сопки на Хехцире состоят из таких пород, было известно со времен «Спартака».
Из готовых 70 процентов сегодня – правый склон, где располагается одна из трех трасс. Там провели систему оснежения, а также поставили световые опоры. Насосная установка, предназначенная для подачи воды в систему искусственного снегообразования, тоже полностью смонтирована, и осталось произвести пусконаладочные работы. Котлован под будущее озеро находится в частичной готовности.
– В этом году были произведены работы по расширению пруда-накопителя до проектных размеров – это 13 тысяч кубометров. Также были установлены трубопроводы: один для забора воды для насосной и подачи ее на систему оснежения, а второй – для сброса воды. Станция для этого также построена. Готовы заборные скважины, и к ним проведено питание. Осталась укладка мембраны, которую мы не успели сделать в связи с обильными осадками. Весной эти работы продолжатся, но это не мешает эксплуатировать заборный водоем сейчас, – отмечал Сергей Синицкий, замдиректора «ЦИТ».
К концу декабря планируется завершить монтаж канатной дороги и начать работы: пуско-наладочные работы, а также по электроснабжению, для этого уже подготовлена площадка под трансформаторную подстанцию.
Место для развития
Что касается развлекательных заведений, то под них на территории практически не осталось места. Как объяснили представители компании, сейчас площадь горнолыжного комплекса, а это 20,4 гектара, на сто процентов задействована, и по факту на ней не осталось свободных зон для таких зданий, например, как гостиница. На небольшом участке, который находится внизу сопки, можно разместить лишь парковку и пункт проката и обогрева, а также зону питания, раздевалку и туалет. Поставить здесь еще и ресторан физически невозможно. Для этого нужна территория побольше. Впрочем, работа над этим вопросом ведется.
– Для развития мы заявились еще на 80 гектаров близлежащей территории, которая принадлежит краю. Это даст возможность увеличить высоту и протяженность трасс, а также разместить дополнительные парковки, зоны активности, места отдыха. Пока же мы находимся в стесненных условиях, и сто процентов земли уже задействовано, – объяснял журналистам сайта Сергей Гришин.
К слову, каких-либо прогнозов на успешный запуск комплекса хотя бы на следующий год в «ЦИТе» дать не смогли. Как объяснили представители организации, это будет завесить от совокупности факторов, а дать обещание, чтобы потом не успеть в срок, они не могут. Потому остается только ждать.
Также своим мнением о том, насколько новый объект соответствует ожиданиям активных жителей региона, с журналистами DVHAB.ru поделился впечатлениями Илья Томков, судья горнолыжного центра, работавший на трех зимних Олимпиадах. По его словам, при удачном раскладе одну из трасс все же запустят в следующем году.
– Если у компании все пройдет нормально с пусконаладочными работами, то до следующего сезона они успеют доделать первую трассу и запустить ее в черновом варианте, – предположил эксперт. – Но если они планируют открытие базы, как и сказали, когда сделают все по уму, то возможно открытие не состоится и в следующем году...
Рина Курдюмова