Рубрика: Органы власти

«Тревога отменяется» – сходу берет быка за рога корреспондент «Российской газеты» Владислав Куликов, который посвятил публикацию с таким заголовком в столичном номере газеты от 27 ноября. Он спешит развеять опасения, возникшие вокруг приказа ФСБ, вступающего в силу 1 декабря. Журналист указывает, что в Ассоциации юристов России подчеркивают: «нововведения не касаются тех, кто любит свою страну и помогает нашей армии». То есть, блогеры, волонтеры и военкоры, над которыми якобы нависла угроза, могут быть спокойны. 

По словам члена Ассоциации юристов России Мария Спиридонова, на которую ссылается RG.RU, никаких кардинальных новаций для военкоров и волонтеров не вводится. По ее мнению, это лишь подзаконный нормативно-правовой акт, во многом технический, принятый в рамках реализации нового законодательства об усилении контроля государства над деятельностью иноагентов. Но из-за приказа ФСБ в иностранные агенты не будут записывать кого угодно, кто хоть что-то сказал про СВО, считает она.

 Из-за приказа ФСБ в иностранные агенты не будут записывать кого угодно, кто хоть что-то сказал про СВО, считает юрист.

Для признания иноагентом нужны сразу два условия, напоминает юрист. Первое – это получение иностранной поддержки или нахождение под иностранным влиянием. Второе: лицо должно заниматься указанными в законе и соответствующих нормативно-правовых актах видами деятельности. 

«В соответствии с новыми правилами иноагентом может быть признан гражданин, собирающий по заказу иностранной организации информацию, которая указана в данном приказе ФСБ, – пояснила газете Мария Спиридонова. – Например, по заказу какой-нибудь НПО «Добро без границ» (по случайном совпадению финансируемой госдепартаментом США) собирает данные о расположении бомбоубежищ в наших городах. Или о новых средствах связи». По мнению члена АЮР, даже если речь идет о сборе несекретной информации из открытых источников, «говорить, что все это чистая аналитика и исследовательская работа, – лукавство».

«Такое лицо помогает недружественным России организациям систематизировать и собирать информацию, которая будет использована во вред нашей стране. И потому такую деятельность нельзя назвать правомерной, – цитирует «РГ» слова Марии Спиридоновой. – Если же журналист в обычном СМИ или блогер в своем канале рассказывают, допустим, о средствах связи нашей армии, само по себе это не подпадает под законодательство об иностранных агентах. При условии, что люди не отрабатывают иностранные гранты, продвигая определенные смыслы». 

По мнению юриста, если волонтер собирает деньги на помощь армии, рассказывает, что нужно закупить для солдат на передовой, то не может быть и речи о применении закона об иноагентах или статей УК и КоАП о фейках. 

«У нас существует уголовная и административная ответственность за распространение фейков об СВО и дискредитацию Вооруженных сил России. Практика по ним сформировалась, – напоминает «РГ» юрист. – Мы уже понимаем, что допустимо, что нет в информационном пространстве. Экспертное обсуждение проблем, включая определенную конструктивную критику, не наказуемо. И приказ ФСБ в этом плане ничего не меняет, так как никоим образом не влияет на практику применения соответствующих статей УК и КоАП».

Адвокат Игорь Озерский также сообщил RG.RU, что никаких ужесточений не вводится: «Обсуждаемый приказ ФСБ не затрагивает лиц, оказывающих помощь нашей армии».

Олег Потапов