100 лет назад закончилась Гражданская война
Мало кто в круговерти нынешних событий вспоминает про одну, весьма значимую дату для истории российского Дальнего Востока – 14 ноября. Век назад, в 1922 году в этот день постановлением Народного собрания II созыва ликвидирована Дальневосточная республика (ДВР). Этими событиями собственно и завершилась Гражданская война в России.
Мы уже не раз писали о тех событиях истории, в частности, в материале «ДВР: всерьез, но не надолго» в № 52 от 2018 г. Но кое о чем, конечно, надо напомнить читателям.
Борьба «буферов»
К концу 1920-го Гражданская война уже в целом завершилась. Новое руководство, отказавшись от политики «военного коммунизма», сосредоточило усилия на восстановлении страны на основе «Новой экономической политики» (НЭП). Антибольшевистские силы в лице Белого движения оставались только на Дальнем Востоке, где еще продолжалась японская интервенция.
Там, где сложно действовать прямой военной силой, используют дипломатию. Формально независимая ДВР при поддержке РСФСР умело протестовала против действий Японии на международных конференциях. Под давлением США и внутреннего кризиса, японцы также вынуждены были не воевать, а лавировать. А сохранившиеся в регионе силы Белого движения использовались в этой борьбе как средство давления на ДВР и РСФСР.
В результате столь сложной конфигурации сил шла борьба государств-«буферов». С одной стороны – поддерживаемая Советской Россией ДВР, с другой – белые режимы (семёновский, меркуловский и Дитерихса), за которыми стояла Япония.
При этом попытка создать летом 1921 года семёновский «буфер» провалилась: одиозная фигура атамана Семёнова не устраивала приморских предпринимателей и военных. Другой «буфер», который возглавили братья Меркуловы, тоже продержался недолго. Под нажимом Японии они выступили в поход против ДВР, что привело к поражению.
Последней надеждой «белых» стало образованное в Приморье правительство, возглавляемое Михаилом Дитерихсом. Его предшественники еще пытались играть в демократию, а вот он нацеливался на восстановлении монархии в России. Но даже в рядах его союзников эта идея воспринималась неоднозначно. Так что и эта попытка потерпела поражение.
6-9 октября 1922 года состоялось одно из решающих сражений Гражданской войны на Дальнем Востоке. «Земская Рать», а именно так именовались вооруженные силы правительства Дитерихса, несмотря на ожесточенные контратаки, не смогла удержать ключевой приморский город Спасск. Тем более что бойцам Народно-революционной армии (НРА — вооруженные силы ДВР) помогали несколько кадровых дивизий 5-й Красной Армии, прибывших из Сибири.
Непростой выбор
Историки отмечают, что идеи возрождения монархии не нашли тогда отклика у многих, кто ранее поддерживал Белое движение. А внутренняя и внешняя политика разочаровала колеблющихся. Этим умело воспользовались большевики, которые усиливали агитацию в остатках Белой армии. В результате, в 1920-1922 годы ряды НРА ДВР и партизан пополнили около 12 тысяч солдат и офицеров.
Огромное впечатление произвело возвращение на родину в ноябре 1921-го ряда видных белоэмигрантов из турецкого Константинополя. В частности, после возвращения генералы Я.А. Слащёв и А.С. Мильковский обратились к офицерам и солдатам армии Врангеля, а также к беженцам, призывая признать Советскую власть и прекратить борьбу.
А весной 1922-го власти ДВР объявили амнистию для белых солдат и офицеров, которые добровольно перешли на сторону республики. Так, 19 мая Военный совет НРА создал «Комиссию по эвакуации военнопленных и добровольно перешедших белоармейцев» (Комэвакбел). Помимо агитации она гарантировала тем, кто добровольно явится, неприкосновенность, а также разрабатывала план их эвакуации в ДВР и Советскую Россию. На местах появился институт уполномоченных Комэвакбела. Структура проработала до 5 сентября, сумев организовать выезд в ДВР 3400 солдат и офицеров. Были и те, кто вернулся уже после окончания Гражданской войны. Так, только за неделю с 13 по 18 ноября 1922 года из Маньчжурии приехали еще более 500 бывших военнослужащих белой армии.
Далеко не всех удавалось убедить остаться в новой России. Они стали очередной волной эмиграции, чья эвакуация из Владивостока началась 17 октября. Под командованием участника Цусимского сражения адмирала Георгия Старка 30 судов Сибирской военной флотилии и Доброфлота, а еще частные пароходы и шаланды вывезли за границу около шести тысяч беженцев, солдат и офицеров «Земской Рати». Еще больше людей добирались пешком до Китая и Кореи. Япония вывезла еще несколько тысяч человек...
Агония
Япония последней из государств-участников интервенции покидала Россию. Собственно, благодаря этому, отчасти Гражданская война на Дальнем Востоке затянулась. И уйти японцы решили, громко хлопнув дверью. Крепостные сооружения во Владивостоке перед уходом взорвали, орудия испортили, двигатели кораблей залили кислотой, а порох затопили в бухте Золотой Рог.
При этом всех беженцев нагружали оружием, а китайскому генералу Чжан Цзолину японцы даже передали целый поезд с военным имуществом. Правда, что-то удалось спасти. Так, часть из белых офицеров и чиновников, решивших остаться на родине, вместе с красными подпольщиками спасли от взрыва пороховые склады на Русском острове, библиотеку Генштаба, имущество авиашколы и часть подвижного состава Уссурийской железной дороги.
Тем не менее, 23-24 октября «Совет уполномоченных автономной Сибири» во Владивостоке создал последнее антибольшевистское правительство на территории России. Возглавил его деятель сибирской кооперации, один из лидеров «Крестьянского союза» А.В. Сазонов. Правда, вооруженные силы этого Совета состояли... из 30-40 казаков генерала Анисимова. Новое правительство даже не смогло найти для себя авто, за что получило название «пешее». Другое его прозвище – «плакатное», ведь из-за забастовок всех типографий свои указы чиновники Сазонова писали вручную на оборотной стороне плакатов!
Продержалась эта «власть» всего пару дней. Уже 25 октября передовые части НРА торжественно вошли в город, а 14 ноября 1922 года ДВР была ликвидирована.
Правда, с отдельными очагами белого сопротивления борьба в регионе еще продолжалась: так, в 1923 году на Камчатке уничтожены отряды В. Бочкарева, а в июне красноармейскому отряду С.С. Вострецова в Аяне сдали оружие люди генерала А.Н. Пепеляева...
Другая история
Так завершилась Гражданская война на Дальнем Востоке. Быстрое включение региона в состав Советской России еще раз подтвердило: ДВР была всего лишь политманевром, временной игрой «в демократию» в ожидании более благоприятных обстоятельств.
Что касается противников большевиков, то судьбы их различны. Были те, кто признал Советскую власть, и такие, кто вернулся на «обновленную» родину из эмиграции. В 30-40-е годы часть попала под репрессии: погибли ранее амнистированные В.Г. Болдырев, Н.В. Устрялов, А.Н. Пепеляев и другие бывшие лидеры антибольшевистских сил.
Других ждала трудная жизнь в эмиграции. Тот же адмирал Георгий Старк, служивший у Колчака, а позже командовавший Сибирской военной флотилией на Дальнем Востоке, после поражения белых сил, эмигрировал во Францию. Известно, что в Париже он работал шофером такси, а его сын Борис Старк стал священником церкви знаменитого кладбища в Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие российские эмигранты...
Василий Кузьмин