Предприниматель Александр Пешалов хорошо знаком читателям «Хабаровского Экспресса»: в 2015-2017 годах мы опубликовали ряд статей (см. «Крайгаз ставит на счетчик», «Не у нас в квартире газ», «Газовая безответственность» и др.) о судебной борьбе его малого предприятия против газового монополиста. В 2019-м публиковали его открытое письмо федеральным и краевым властям (см. в «ХЭ» № 35 публикацию «99 бревен и сучок № 96») о таможенных проблемах бизнеса. А недавно eastrussia.ru опубликовал рассказ предпринимателя о новой системе обращения с бытовыми отходами – Пешалов предлагает покупать их у населения.
Внедрить такой подход в Хабаровске инноватор пытается с 2012 года. Увы, пока безуспешно...
Можно зарабатывать
– Я твердо убежден – существующие в стране алгоритмы и решения по обращению с бытовыми отходами не продуманы, не имеют научного обоснования, затратны и чреваты серьезными экологическими проблемами! Предлагаемая мной система основана на глубоком экономическом анализе, исследованиях нашего общества и всего того, что происходит и происходило в нашей стране с коммунальными, бытовыми отходами.
Очевидно, что попытки убедить людей сортировать мусор и сдавать его просто так – задаром – эффекта не принесли. Мы живем в условиях рыночной экономики и самое очевидное решение, чтобы заинтересовать людей – покупать у них вторсырье. Хотелось бы, чтобы это слово – «вторсырье» – вытеснило слова «мусор», «отходы». Мы говорим о вторсырье, потому что до 80-90% отходов можно заново пустить в переработку. Это колоссальный ресурс сырья, который вольётся в экономику страны, вместо того, чтобы нагружать ее, требуя денег и усилий на складирование и сжигание «бесполезного» мусора.
Основной посыл новой системы заключается в том, что человек продает уже рассортированное вторсырье в санитарно-экологическом центре (СЭЦ). Сеть таких учреждений планируется построить во всех микрорайонах на местах, где сейчас стоят мусоросборные контейнеры. Работать эти центры должны круглосуточно. Там сырье дорабатывают – измельчают, прессуют, накапливают и продают дальше – производителям, которые в нем нуждаются. Разница в цене обеспечивает содержание этого центра.
«Мы живем в условиях рыночной экономики и самое очевидное решение, чтобы заинтересовать людей – покупать у них вторсырье».
Есть независимые экспертизы, подтверждающие, что экономика процесса рабочая, и на этом можно зарабатывать. Период выхода на самоокупаемость – четыре года. Если и понадобятся госдотации – они будут в разы меньше тех расходов, которые сейчас необходимы для содержания и обслуживания мусорных полигонов, мусоросжигательных заводов. Отходы, не подлежащие переработке – органика и т.п. – обрабатываются специальными реагентами, для быстрейшего разложения и герметично упаковывается. Бытовая техника частично разбирается, и ее составные части также сортируются.
Близкая сеть
Такая модель – с покупкой мусора у населения – дает сразу несколько положительных эффектов. Наши сограждане из социально незащищенных слоев получат возможность заработать лишний рубль-другой, молодежь – школьники, студенты – тоже. Но еще и молодые люди, и подростки, и взрослые будут приучаться к сознательному отношению к отходам как вторсырью. Ведь сейчас повсюду слышны призывы сортировать, но никаких толком условий для этого не создается. А в нашем случае – заработок сплетается с идеологией разделения вторсырья.
Если подробнее, то система учитывает целый комплекс факторов, начиная с того, что санитарно-экологические центры будут располагаться в привычных населению местах. Площадь им нужна небольшая – та же самая площадка, где стоят контейнеры и часть прилегающей территории, которая по санитарным нормам сейчас не используется. Один центр по предварительным расчетам будет обслуживать от 2000 до 2500 жителей. Людям не придется куда-то ехать, везти свое рассортированное вторсырье, как это было раньше – бутылки везли через полгорода в одно место, макулатуру в другое. Человек идет привычным маршрутом, но не выбрасывает мусор, а получает за него деньги в СЭЦ. При этом можно будет продавать и несортированные отходы, но выручить в таком случае получится меньше.
В тех жилмассивах, где стоят многоэтажные дома с мусоропроводами, предполагается опрос жителей, чтобы они выбрали наиболее удобный для них вариант размещения СЭЦ. Это обычное строение с окном приема, с окошком кассы. При этом не будет зловония, которое источают контейнеры, выставленные перед подъездами, засоров мусоропровода тоже. Вся органика должна герметично упаковываться в центре. Коммунальные бытовые отходы будут защищены от воздействия дождя, снега, ветра, солнца. Будет закрыт доступ птицам, грызунам, домашним животным.
Целесообразным видится работа центров именно как единой сети. Ведь один санитарно-экологический центр в сутки будет аккумулировать
10 кило железа, условно говоря, а 20 центров – уже 200. Такой объем будет уже интереснее потенциальному покупателю или даже покупателям – при наличии больших объемов речь может уже идти о бирже вторсырья – это помогло бы сделать продажи еще более эффективными. Но это уже дело дальней перспективы. На первых порах этим центрам надо найти постоянных долгосрочных партнеров, которые бы в рамках заключенных пяти – десятилетних договоров брали бы на себя обязательства по выкупу вторсырья.
Помимо договоренностей с производственниками, нужен будет договор и с региональным оператором. Так или иначе, часть отходов – те же пищевые, или остатки – «хвосты» – от переработки пластика, бытовой техники – все это за деньги надо будет вывозить на полигон. По нашим расчетам это будет максимум 20% от общего объема приобретенного вторсырья. Тут очевидны глобальные плюсы – скорость заполнения полигона уменьшится, они перестанут занимать огромные площади, потребуется меньше машин для перевозки отходов на полигоны.
Организационная форма может быть разной, но видится разумным, чтобы сеть центров и сами центры принадлежали государству или муниципалитету и сдавались в аренду малому и среднему бизнесу. Это может быть в таком случае семейный бизнес с привлечением небольшого числа наемных рабочих. В модели, которую мы просчитывали, в каждом центре трудились восемь человек – руководитель, бухгалтер и шесть приемщиков-сортировщиков, которые бы работали посменно. Зарабатывать центр может, продавая сопутствующие товары – начиная от мешков для мусора, заканчивая чистящими средствами и перчатками.
Нужна поддержка
Что надо, чтобы система заработала? Господдержка. Охрана окружающей среды, защита населения от антисанитарии, ликвидация несанкционированных свалок – задача государственной важности. Я с единомышленниками занимаюсь продвижением идеи приобретения вторсырья у жителей МКД с 2012 года. Несмотря на все плюсы – уменьшение эконагрузки, возможность дополнительного заработка для населения, воспитание ответственного отношения к вторсырью, возвращение в экономику страны сейчас бессмысленно захороняемого или сжигаемого сырья, наши обращения в администрацию Хабаровска успехом не увенчались. Проводились круглые столы в гордуме, был даже инвестор, но когда речь заходила до практического внедрения, начинались бюрократические отписки и дело так и не сдвинулось.
Однако надежда есть – популяризация идеи, ее обсуждение на разных уровнях продолжается. Как житель Хабаровска, его патриот, я надеюсь, что внедрение новой системы обращения с вторсырьем начнется именно здесь и это сделает Хабаровск народной столицей Дальнего Востока!
Александр Пешалов, предприниматель, Хабаровск