Рубрика: Бизнес

И помочь застройщикам хотят в Минэкономразвития края 

На треть сократить сроки получения разрешительной документации для застройщиков и ресурсоснабжающих организаций намерены краевые власти. Для облегчения жизни предпринимателей в регионе уже действует свод инвестиционных правил. Сейчас планируется более активно задействовать специалистов регионального центра компетенций. Как это будет работать – узнавал наш корреспондент.

На дворе – XXI век, а документооборот в различных госучреждениях по-прежнему оставляет желать лучшего. Казалось бы, чего проще – подал в электронном или бумажном виде необходимые документы, например, запрос на подключение к магистральным сетям «Водоканала» или «ДГК», и они практически мгновенно должны оказаться у нужного чиновника. 

Нет, понятно, что если документов масса, их обработка занимает какое-то время. Но такое чувство, что порой бумаги, как много веков назад, доставляют голубиной почтой, или на лошадях везут в Москву. Застройщики говорят, что, например, раньше разрешение на строительство они не рассчитывали получить раньше, чем через четыре месяца. А в целом из примерно 3,5 лет, которые уходят на возведение объекта, только год занимает оформление документов и получение всевозможных разрешений.

– Проблема, действительно, есть, и мы ею сейчас вплотную занимаемся – говорит Андрей Дымченко, руководитель Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций края. – Слишком большое количество согласований, или избыточная обработка документов – все это съедает время, а значит, и деньги инвестора. У агентства сейчас есть опыт, мы совместно с «Ростехом» реализовали проект по повышению эффективности представления услуг по жизненным ситуациям в области социальных и медицинских услуг. 

– Например, при получении пенсии по потере кормильца. Раньше, чтобы оформить это пособие, требовалось около двух месяцев, и человеку, который подает документы, нужно было не меньше трех раз обращаться в разные госучреждения. Сейчас все ускорилось в шесть раз: примерно за 10 дней родственники могут получить льготы, а прийти в госорганы нужно только один раз, все остальное происходит в электронном виде. Это стало возможным после изменения процессов внедрения, после картирования, – объясняет глава агентства.

«Обычно на получение разрешений в крае уходит 120 дней, мы в силах сократить это время на 36 дней». 

Как экономить время и деньги, также хорошо знают специалисты регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК). С помощью того самого «картирования» – это один из инструментов бережливого производства – они протестируют действующие алгоритмы оформления документации. 

– Картирование – это не электронная система, это, в первую очередь, люди, которые смотрят на процесс, засекают время, сколько нужно на получение того или иного документа, сколько раз приходится обращаться в то или иное госучреждение для того, чтобы получить услугу, – объясняет Антон Коровин, руководитель проектов РЦК, эксперт по цифровизации. – Возьмем, например, разрешение на строительство. Инвестор проходит определенные этапы, приходится обратиться в определенное количество инстанций и только после этого получить услугу. Вот картирование этот процесс раскладывает на бумагу и позволяет выявить все «больные точки», которые можно сделать более эффективными! 

– Мы начинаем с самого первого шага. Например, я застройщик, хочу получить землю. Куда я иду? Сначала ищу в интернете – что необходимо сделать, чтобы получить участок. Сколько времени у меня уходит на то, чтобы найти сайт, например, в Хабаровске, чтобы собрать информацию? Далее я обращаюсь на электронную почту, или заполняю форму, с секундомером – сколько у меня уходит на заполнение. Далее я отправляю этот документ, засекаем – сколько времени занимает ответ от муниципалитета, министерств, ведомств. Обычно на получение разрешений в Хабаровском крае уходит 120 дней, мы в силах сократить это время на 36 дней, – полагает эксперт.

– Мы составим карту текущего состояния госпредприятия, где принимают и обрабатывают документы, ведь начинать надо всегда с текущего состояния, с того, что есть, – говорит Антон Коровин. – Она на самом деле у нас уже регламентирована, мы будем только смотреть на вот эти даты и временные рамки, которые уже установлены, будем смотреть, сколько этот процесс у нас занимает в текущем состоянии. А дальше у нас карта идеального состояния. Мы смотрим на то, что можно сделать, что есть в мировых практиках, будем проецировать это на себя, будем смотреть, где что можно улучшить, где уменьшить потери, чтобы эффективно выстроить процесс. 

– Дальше сравниваем эти две карты, получаем карту целевого состояния. Взвешиваем силы, ресурсы, и работаем в этом направлении. Вот когда мы из текущего состояния будем переходить к целевому, вот тогда нам секундомер и понадобится. Я бы начал с электронного документооборота, вставил бы туда какие-нибудь программы-боты, которые бы следили за загрузкой персонала, автоматически назначали исполнителя, а руководителя ставили в известность, что данному исполнителю поставлена та или иная задача, – предлагает эксперт РЦК.

Главная задача, как ее определил Виктор Калашников, министр экономического развития края, это настолько повысить качество предоставляемых в регионе услуг, чтобы у инвесторов не было даже повода для нареканий. 

В Хабаровске предприниматели уже могут подать документы в МУП «Водоканал», «Тепловые сети» и «Электрические сети» в режиме «одного окна». Подключение к газо– и теплоснабжению, получение земельного участка, выдача разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, обеспечение доступа к транспортной инфраструктуре, а также оформление прав собственности на введенный в эксплуатацию объект – все эти услуги должны стать доступнее для бизнеса в ближайшее время.

Мария Полякова