Рубрика: Образование

Как в крае готовят к цифровому будущему

«Здравствуйте, будущие коллеги!», – так начинает «Урок цифры» в Волочаевском лицее Хабаровска Игорь Симон. Замдиректора «Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» рассказал девятиклассникам про такое интересное и сложное понятие как «нейросети». А также 

Встреча вообще выдалась очень полезной на информацию, которая была бы интересна и взрослым. Такси, сериалы, стартап, искусственный интеллект и даже коммунизм – что объединяет эти понятия, и какая от этого польза?

Кто востребован

Сейчас прямо со школы детей учат, что необязательно, как говорится, работать на дядю, можно открыть свое дело через стартап или стать самозанятым. Для этого в том же Волочаевском лицее ведут курсы по финансовой грамотности, а в старших классах преподают основы предпринимательской деятельности. Да, эти уроки – «элективные», то есть необязательны к посещению, но явка на них, по словам учителя информатики Людмилы Дементьевой, стопроцентная!

Но есть проблема: практики на подобные уроки приходят редко. Чаще учителя заручаются поддержкой родителей, которые делятся своим опытом. И вот в новом сезоне всероссийского проекта «Урок цифры» согласился поучаствовать настоящий профессионал. Для детей это настоящий подарок. А еще пример необычного подхода. 

На сайте «Госулуги» рассказывается, как поучаствовать в госпроекте «Код будущего». Это бесплатные двухгодичные курсы для талантливых учеников 8-11 классов, там можно научиться современным языкам программирования. 

«Чем отличается коммунизм от социализма?» – таким вопросом из советской эпохи огорошил юных хабаровчан из ХХI века почетный гость. И напомнил разницу: россияне тогда жили при социализме, но, согласно решениям партии, хотели достичь коммунизма. А к нему невозможно прийти, потому что это идеал. Про понятие «искусственный интеллект» можно сказать то же самое, полагает Игорь Симон. Его не существует в природе и, возможно, никогда не будет, поэтому у человечества есть нейросеть. Она самообучающаяся и этим отличается от алгоритма. Алгоритм не умеет «переваривать» большое количество данных. А вот раздел информатики, изучающий проблемы анализа, Data-science, наоборот, может работать с большими данными. И тот, кто научится это понимать, тот будет через полтора-два года самым востребованным специалистом на рынке труда, пообещал школьникам эксперт из агентства инноваций.

Такси и сериалы 

Скажем, с помощью Data-science можно выявлять закономерность в самых разных сферах жизни. Так, в Бразилии выяснили, что большее количество преступлений происходит в тех районах города, где чаще всего вызывают такси. Потому что там машины обычно вызывают не местные, а зажиточные туристы, за которыми и любят охотиться грабители.

К слову, у нас в России и в Хабаровске многие тоже пользуются приложениями по вызову такси. «Однако почему у них каждую минуту меняется цена?» – спрашивает эксперт школьников. Дело в том, что нейросеть работает с большими данными и кучей сервисов, учитывая погоду, пробки, количество машин и заказов поблизости. Так сказать принцип «спроса и предложения» в мобильном режиме. 

Еще один вопрос поначалу поставил школьников в ступор. Какой нейросетью люди часто пользуются? Нет, это не такси и не умные колонки. Популярный онлайн-кинотеатр – это правильный ответ! Там больше 400 тысяч сериалов, и в каждой серии есть начальные титры, которые с помощью нейросети можно промотать одним нажатием кнопки. Эта функция появилась благодаря тому, что нейросеть проанализировала на основе компьютерного зрения сотни тысяч сериалов, выявила одинаковые элементы и предложила такую удобную услугу – перемотку. 

По словам Игоря Симона, в России есть три «сильные нейросети» – Тинькофф (там нет голосового помощника, но вы общаетесь с нейросетью, когда звоните в службу поддержки банка), Яндекс («Алиса») и Mail.ru («Маруся»). 

Так что нейросети сегодня серьезно упрощают жизнь человеку. И этим же могут заняться наши школьники, если выберут подобный стартап.

Куда обратиться

– Самое лучшее, чему вы можете научиться в бизнесе, это заранее прогнозировать: а что будет дальше? Стартап – это высокорисковая кампания. Это не открытие канцелярского магазина, это что-то новое, что-то современное. Чтобы стартап создать – нужно идти от проблемы или от потребности человека. За карандаш дали Нобелевскую премию, за стирательную резинку для карандаша дали Нобелевскую премию, а вот за вещь, которая соединяет резинку и кончик карандаша, премию не выдали. Это инновация, а не наука, – рассказывает Игорь Дмитриевич.

Для начала специалист советует школьникам поучаствовать в государственном проекте «Код будущего», о котором подробно рассказывается на сайте «Госуслуги». Это бесплатные двухгодичные курсы для талантливых учеников 8-11 классов, чтобы те научились современным языкам программирования.

Все материалы проекта «Урок цифры» адаптированы по объему и сложности для каждого класса. Видео с объяснениями, тренажеры для закрепления знаний и методические указания доступны на сайте урокцифры.рф. 

Потом можно приходить с серьезными намерениями реализовать стартап к Игорю Симону – в Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края. В среднем туда обращаются 50-60 молодых людей в год. Но «воронка отбора» довольно суровая – до реализации доходят лишь два-три процента. Идей очень много, но чаще всего они не обеспечены финансированием. Тогда в агентстве пытаются найти коммерческих инвесторов, так как для некоторых грантов нужно софинансирование. Или же идеи слабые, их, как это сейчас модно говорить, «упаковывают» по-новому, перепридумывают, развивают до нужного формата. 

– У нас есть очень классная хабаровская компания «Автовоз онлайн». Они сделали уникальное в мире приложение по аренде автовозов для перевозки автомобилей. Сейчас им нужно финансирование для smm-продвижения своего бизнеса. Но портал уже запущен и уже приносит прибыль. Там команда комбинированная – и молодые ребята, и более серьезные бизнесмены, – рассказывает Игорь Симон.

Шаги к будущему

Помимо проекта «Код будущего» школьники могут проходить акселерационные программы, где они прокачивают свою идею, набираются опыта у менторов. Про обучающие программы есть специальный раздел на «Госуслугах».

После выступления практика у школьников появился ряд вопросов к эксперту. Скажем, может ли нейросеть ошибиться? Конечно, да, – объясняет Игорь Симон. Так, хорошо известный многим голосовой помощник ученые довольно долго доводили до ума – «Алиса» училась быстро и корректно отвечать пользователям десять лет! 

Если у молодых людей есть идеи для серьезного стартапа, то можно обратиться в «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края»: ул.  Ленинградская, 9-А. Телефоны: (4212) 47-31-15, 47-31-16. 

Под занавес цифрового урока подростки с помощью карточек выясняли: какая ситуация соответствует какой проблеме, как ее решить и какую технологию лучше использовать. Школьники представили спич или краткий план описания проекта, учились работать в команде. Что ж, возможно, кто-то из участников этого урока сделал первый шаг к своей будущей карьере предпринимателя?

Елена Барабанова. Фото автора