Рубрика: Бизнес

Рынок «Выборгский» – один из давнишних рынков Хабаровска. Когда-то торговые ряды заполнили короткую улочку, но за три десятка лет улица наполнилась современными, симпатичными павильонами. Однако и всем привычные палатки с деревянными полками никуда не делись – по сей день это самый длинный и посещаемый ряд на всем рынке. Застопорилась работа в пандемию. Как там дела обстоят сейчас?

К огда началась пандемия, дела на рынке пришли в упадок – торговцы из Поднебесной не могли заказывать новый товар, а некоторые, уехавшие отмечать Новый год в Китай, и вовсе не смогли вернуться на свою работу в Хабаровск.

Затем пандемия вроде и пошла на убыль, но случилось другое – санкции, экономическое давление и прочие эксцессы, связанные с попытками помешать РФ. Скакали цены, скакал курс рубля. Как же сейчас живут торговцы «Выборгского»? Узнать можно только у них.

Познакомимся поближе

Пятница, 10 утра. Выходим из автобуса. Несмотря на раннее время, остановка не пустует: первые покупатели с пакетами уже ждут свой транспорт, чтобы уехать домой. Идем мимо павильонов – казалось бы, только что мы видели людей, но сейчас нас окружает пустота, и лишь изредка продавцы зазывают в свой магазин, нарушая звенящую тишину.

Заходим в один из павильонов. Цены тут, конечно, выше, чем на уличных лотках, но и качество товара немного, да лучше. К тому же есть приятный бонус – тепло! Не придется мерить понравившиеся джинсы на улице, стоя на коврике за шторкой.

Хозяйка точки, увидев потенциальных покупателей, тут же начала расхваливать свой товар, рассказывая про качество и размеры. Познакомимся поближе. Девушку зовут Ли Джан Хай, и работает на этом рынке она уже восемь лет, торгуя платьями разных фасонов. Интересуюсь, как идет торговля.

– Ох, сейчас намного лучше, – улыбнулась Ли Джан Хай. – Зимой тут не было никого! Многие продавцы закрыли свои точки и уехали на родину, так как не могли оплатить аренду. В феврале и марте все было очень плохо – если хотя бы за неделю был один покупатель, можно было считать себя счастливой.

Рассматривая ценники, замечаю, что на многих написано две разные цены, которые никак не сходятся друг с другом.

– Да, раньше мы не писали вторую цену, а сейчас решили так делать. Все потому, что курс юаня еще не совсем стабильный, и из-за этого можно забыть, по какой цене ранее приобрел вещь.

Кстати, раньше китайские предприниматели ориентировались на курс доллара. А теперь на юань. С чего бы такие перемены?

– Мы считаем, что курс юаня более правильный, да и к тому же, насколько известно, Россия и Китай теперь работают между собой в рублях и юанях – в итоге и мы, продавцы, перешли на этот курс, – объяснила Ли Джан Хай.

Сейчас цены упали

Идем дальше. Вот работает семейная пара: Ван Хва и ее муж, Ван Хун. Уже около девяти лет торгуют они в Хабаровске постельным бельем. Рассматривая разноцветные комплекты, спрашиваю, сильно ли пришлось поднять цены из-за нынешней ситуации. На удивление получают отрицательный ответ.

– Сейчас цены упали. Не сильно, но упали. И сразу появились покупатели, и снова рынок начал расцветать. Многие павильоны заново открылись, – ответила Ван Хва.

В ответ говорю, что на улице ведь пусто! Где все люди?

– Так пятница же! Павильоны обычно пользуются спросом у оптовиков в начале недели. По выходным обычные покупатели заходят. В остальные дни да, немного пустовато, – поделилась хозяйка торговой точки.

На улице дешевле

После павильонов иду к уличному торговому ряду, чтобы проверить слова Ван Хва – и действительно, люди есть, и даже немало! Практически в каждой палатке покупатели что-то выбирают, спорят о ценах с продавцами. Стоит отметить, что это одна из изюминок Выборгского рынка – здесь все еще можно торговаться, скидывая по 30–50 процентов от заявленной цены.

Заходим в одну из палаток. В ней мама с ребенком пытается сторговаться о цене на кроссовки. И ей это удалось – получилось скинуть аж 40 процентов! Довольные покупатели уходят, а я интересуюсь у продавца, как сейчас обстоят дела с продажами.

– Сейчас здесь все счастливы – люди вернулись на рынок! Практически каждый день у меня покупают почти по десять единиц товара! Такого не было с начала пандемии, – поделилась Чжан Ксин.

Уже под конец разговора китаянка рассказала, что из-за пандемии почти три года не видела мужа – он уехал в 2019 году, и границы закрыли. Потом пытался приехать, но по неизвестным причинам не было билетов. Встретилась пара весной этого года, и теперь работают вместе.

Вы – наши друзья

На одном из рядов внимание привлекает шум. Группа торговцев увлеченно спорит о чем-то. Слышно слово «спецоперация», несколько искаженное акцентом участников беседы, но вполне узнаваемое. Подхожу ближе и спрашиваю, как они относятся к СВО.

– Мы полностью поддерживаем Россию, ведь вы наши друзья! И те, кто живут на Донбассе, тоже наши друзья! Но на самом деле боевые действия – это страшно, хотелось бы, чтобы все было решено мирным путем, – отвечает один из них.

И это не только на словах. Прогуливаясь вдоль торговых рядов, замечаю, как женщина в одной из палаток выбирает мужские носки. Вид у покупательницы грустный. У продавца она спрашивает, будет ли скидка, если ей нужно купить много вещей. Предприниматель обещает, что сделает скидку. Женщина поблагодарила, сказала, что собирает вещи сыну – он военный и снова едет на Донбасс. И тут происходит неожиданное – продавец отдает все бесплатно! Покупательница со слезами на глазах обнимает его.

Подходя к автобусной остановке, оборачиваюсь, окидываю взглядом уже родной рынок – несмотря на все невзгоды, жизнь сюда возвращается, и это не может не радовать.

Анастасия Дудалова. Фото автора