Рубрика: Люди

Пенсионером себя 69-летний хабаровчанин Виктор Ильченко не считает. Да и глядя на этого улыбчивого и очень энергичного мужчину, не подумаешь, что за его плечами вот уже 47 лет трудового стажа, и 45 из них он водит городской троллейбус по маршруту «Аэропорт – Комсомольская площадь».

Н а счету самого опытного водителя троллейбуса в Хабаровске более миллиона километров пути. А между тем водителем троллейбуса он стал, можно сказать, случайно. Да и вообще, хотя с детства любил автомобили, учиться пошел на проектировщика.

– Я в детстве никогда не видел троллейбусов. Там, где мы жили, в небольшом поселке в Верхнебуреинском районе, из транспорта был только лишь старенький грузовичок, – рассказывает Виктор Ильченко. – Мне как-то дали порулить, а в старших классах даже разрешали кататься на нем по аэродрому, утаптывать поле для самолетов. Так я и увлекся автомобилями.

Увидел и остался

И все же о том, что станет водителем, Виктор в школе не думал. И уж тем более даже не помышлял о троллейбусах. Ведь такой транспорт в те времена встречался лишь в некоторых городах в центре страны, а в Хабаровске «рогатые» появились в 1974 году.

Виктор Ильченко к тому времени успел окончить школу, поступить в институт, немного поработать чертежником и отслужить в армии. А когда демобилизовался, в Хабаровске открыли троллейбусное депо.

– Я жил неподалеку и впервые увидел троллейбусы. Их только привезли в город и обкатывали. Решил устроиться на работу в депо. Меня зачислили в учебную группу. Дело было в декабре 1974 года, полгода занятий пролетели незаметно, и уже летом 1975-го я вышел на линию, – рассказывает он. – Потом стали открываться новые маршруты, и я работал на них. Но большую часть стажа я отдал первому, а сейчас и единственному, маршруту.

В самом начале, когда троллейбусный маршрут только открыли в Хабаровске, рассказывает Виктор Ильченко, было восемь троллейбусов, а через год по маршруту № 1 их стало ходить уже 16, потом 20. В самый расцвет троллейбусного движения в городе было пять разных маршрутов. Сейчас остался один, тот самый, с которого все начиналось: «Аэропорт – Комсомольская площадь».

– Вокруг площади Ленина тогда было круговое движение. И только троллейбусам разрешалось двигаться против движения – так, как и сейчас они ходят. А автомобили ехали ближе к нынешнему Белому дому. Как-то раз мой коллега, бывалый автомобилист, по привычке поехал по кругу и сразу же троллейбус потерял контакт с сетью. Тогда пассажирам пришлось дружно толкать машину назад, пока токоприемник не дотянулся до проводов, – вспоминает водитель.

Хранитель истории

Всю историю развития троллейбусного депо в Хабаровске Виктор Алексеевич тщательно хранит в записях, вырезках, фотографиях и своих воспоминаниях. В его архиве есть даже перепись целого поколения водителей, от самого первого выпуска, который был более 40 лет назад.

Хабаровчанин вспоминает, что одно время троллейбусы были очень востребованы в городе. Тогда появились так называемые «сочленные» машины – это два вагона, соединённые резиновой сцепкой, как у автобусов модели «Икарус». Но в 90-х годах, когда в Хабаровске появились частные перевозчики и заполонили город самыми разными маршрутами, эти вместительные троллейбусы стали не нужны.

– На том месте, где сейчас гостиница Центральная, была остановка. Там же останавливался автобус № 3, назывался полуэкспресс. Был нашим конкурентом, так как тоже ходил до аэропорта. Мы всегда с ними соревновались, и у нас скорость позволяла его обходить, – рассказывает Виктор Ильченко.

В родном депо, воспоминает он, привили не только трудолюбие, но и любовь к спорту. В советское время на предприятии был очень развит, как сейчас принято говорить, «тимбилдинг» – устраивали соревнования между собой и с другими предприятиями, проводили спортивные фестивали, участвовали в городских состязаниях.

Троллейбусное поколение

До сих пор в свободное от работы время Виктор Ильченко любит заниматься спортом, играет в футбол, зимой ходит на лыжах. А на большее не хватает времени, сетует водитель. Он часто выходит на маршрут и в выходные дни, если требуется заменить кого-то из коллег. Но для Виктора Алексеевича это только в радость – без депо и своего троллейбуса очень скучает.

Даже свой выходной день он порой начинает на работе. Приходит, как говорит сам, чтобы проведать машину, узнать, как дела. А если все хорошо, то можно и отдохнуть.

Несмотря на всю сложность и ответственность водительской профессии, за все 45 лет водительского стажа ни разу ему не хотелось сменить ее.

– Наша депо – это история города! Как его можно предать? Целое поколение у нас в Хабаровске воспитывалось на троллейбусах. Мальчишки и девчонки, которые в детстве ездили на занятия, сейчас, давно став взрослыми, узнают меня, подходят и говорят спасибо, – рассказывает Виктор Алексеевич. – Мы, водители, в свою очередь, тоже хорошо запоминали лица постоянных пассажиров.

Кстати, именно так, в любимом троллейбусе, он встретил свою будущую жену.

– Я ее часто возил на работу и издалека мы знали друг друга. Но тогда я даже не предполагал, что это и есть моя будущая жена. А очно мы с ней познакомились позже, на концерте Николая Гнатюка, он выступал в Хабаровске на стадионе.

Супруга всегда одобряла его работу, но сейчас уже уговаривает уйти.

– Хочет, что бы я перешел на более спокойную и простую. Но я никогда не хотел и никогда, наверное, уже не поменяю свою профессию ни на какую другую.

– Одна журналистка подсчитала, что я за свои 45 лет стажа проехал на троллейбусе вокруг Земли 20 раз! – улыбается Виктор Ильченко. – Знаете, у летчиков считаются часы, а у нас, водителей, километры. Но только если без аварий, а если случается ДТП, подсчет обнуляется.

Свою первую и единственную крупную аварию он до сих пор помнит «как вечера».

– Стою я на перекрестке улицы Ленинградской с Карла Маркса, тогда еще там не было развязки. Мимо пролетает пожарная машина. Светофор сменяется на зеленый, и я трогаюсь. И тут мне в бок врезается «хлебовозка». Как потом выяснилось, она пропускала «пожарку» и освобождала перекресток. В общем, меня признали виновным, – вспоминает водитель. – Троллейбус тогда больше недели в ремонте был. Но с тех пор я стал очень аккуратным и внимательным на дороге.

Показатель приличного города

Мнение некоторых горожан о том, что троллейбусы, а вместе с ними и трамваи, пора убирать из города, мол, от них одни пробки на дорогах, Виктор Ильченко, конечно же, не разделяет. Опытный водитель уверен: троллейбус – это показатель приличного и современного города. Но для того чтобы в полной мере ощутить всю прелесть троллейбусного движения, нужно создавать инфраструктуру.

– Если в городе есть троллейбус, значит, все в городе нормально, все работает, движется, жизнь кипит! Это картинка города, его престиж, – уверенно заявляет он. – А то, что говорят про пробки, так это не из-за троллейбусов, а от неграмотной организации движения. Троллейбус, хоть и «привязан» к сети токоприемниками, может маневрировать – отклоняться от проводов на четыре метра в обе стороны. Этого хватает, чтобы объехать небольшую аварию, а если происшествие «растянулось» на две полосы, то троллейбусу приходится ждать, пока машины не уберут.

По его мнению, очень спасли бы ситуацию выделенные полосы. Пока их нет. Но зато сейчас в Хабаровске тестируют троллейбус с автономным ходом, который может проезжать 40 километров без привязки к сети. И тестировать его доверили именно Виктору Ильченко. Так, что он уверен: троллейбус обязан жить, он нужен городу. Это же целый пласт истории, уникальное явление в городской жизни.

Екатерина Подпенко. Фото автора