Рубрика: Спорт

Общий язык для кинологов и их питомцев

Взрывчатку и наркотики усиленно искали три дня служебные собаки в краевой столице. Более 30 представителей силовых структур со всего Дальнего Востока вместе со своими хвостатыми напарниками показывали свое мастерство по поиску людей и «запрещенки».

«Тихо!», «Фу!», «Ищи!», «Стой!», «Ко мне!» – то и дело звучит из разных концов стадиона «Локомотив». Здесь уже в пятый раз проходят межведомственные соревнования кинологов. В этом году в состязаниях участвовали 34 команды. Тут немецкие и бельгийские овчарки, доберманы, спаниели и лабрадоры искали взрывчатые и наркотические вещества в различных местах и брали след по запаху.

Первый этап – поиск. На поле установлено несколько рядов с деревянными ящиками. В некоторых имитация запрещенных веществ, взрывчатки или наркотиков. В поиске важна скорость и точность. Найти спрятанное нужно меньше, чем за три минуты – это хороший результат работы. Если пес проходит мимо нужного ящика, то баллы списываются.

– Собака отвлеклась, что-то другое понюхала, натянула поводок или бегает туда-сюда в нерешительности – все, тут уже пошли штрафные баллы, – объясняет мне начальник отдела кинологической подготовки службы организации кинологической деятельности Дальневосточной оперативной таможни Андрей Торгашев. – Всегда важна четкая и точная работа собаки и ее кинолога!

Немецкая овчарка Ирма на этом этапе показала один из лучших результатов. Взрывчатое вещество, спрятанное в одном из десяти ящиков, нашла всего за 30 секунд! Благо, поиск взрывчатки и прочей «запрещенки» для Ирмы – рабочие будни. Вместе со своей хозяйкой Викторией Нестеренко, сотрудницей хабаровской таможни, она трудится в аэропорту, на речном вокзале и на почте. И уже не раз и не два помогала правоохранительным органам находить контрабанду.

– Кроме самой службы, мы с Ирмой каждый день занимаемся. Это же живое существо, она может что-то подзабыть, устать, поэтому регулярные тренировки важны, – рассказывает Виктория. – Я очень рада сегодняшнему результату, это наши первые соревнования, мы с Ирмой очень переживали! 

Любопытно, что показывают найденное собаки по-разному. Одни подают голос, другие царапают это место, а третьи молча ложится рядом. Также по-разному хвостатых напарников хвалят за удачно выполненное задание.

– Бывает, что дрессируют на еду, тогда дают лакомство. А есть такие собаки, для которых игра важнее угощения. Таких дрессируют на игру. Сразу после правильного выполнения команды с ними нужно немного поиграть, – рассказывает мне еще один кинолог, Сергей. – Мой Геша именно такой, любимый мяч для него интереснее еды!

Между тем, игривая немецкая овчарка Геша – практически пограничник. Со своим хозяином Сергеем он служит на таможенном посту в Амурзете. Это очень активный и непоседливый пес. Команды «Сидеть» и «Вольер» очень не любит. Во время нашей беседы мохнатый помощник все время норовил утянуть хозяина куда-то в сторону.

– Я пришел на службу и мне выдали Гешу, ему было чуть больше года. Из-за его активности с ним мало кто хотел работать, очень уж непоседливый пес. Но мы с ним сработались, – говорит Сергей. – Он отличный поисковик! Находит и взрывчатку, и наркотики. Для него это что-то вроде игры.

Большинство служебных четвероногих – это немецкие и бельгийские овчарки, лабрадоры, спаниели и доберманы. Красавица Тэра – единственный на соревнованиях представитель породы «черный терьер». Хозяйка Елизавета, сотрудница хабаровской Росгвардии, взяла ее трехмесячным щенком и самостоятельно воспитала. Теперь Тэра умеет находить взрывчатые вещества и уже два года служит в ОМОНе.

– Это моя первая собака, она надрессирована на поиск взрывчатых веществ. У меня отец служит в ОМОНе, а я все детство мечтала стать кинологом, хотела именно такую породу. Несмотря на грозный вид, она очень послушная и спокойная, – рассказывает Елизавета. – Это наши первые соревнования, к сожалению, сегодня она показала не очень хороший результат. Просто этот запах ей не знаком, мы работаем немного с другими веществами...

Работа кинологов, по словам начальника отдела кинологической подготовки Андрея Торгашева, просто незаменима, ведь если электроника может подвести, то нюх собаки – практически никогда. К примеру, несколько лет назад служебные собаки обнаружили в фуре, направляющейся в Китай, больше тысячи медвежьих лап, шкуры рыси, губы оленя и другие дериваты. Ни один аппарат до этого контрабанду не заметил.

Четвероногие в Хабаровске помогают полиции, сотрудникам УФСИН и ОМОН, ищут запрещенные вещества на таможни и помогают искать пропавших людей специалистам МЧС. Трудовой стаж служебной собаки в среднем восемь лет, но если пес показывает отличные результаты, то может трудиться до 10-11 лет, после чего уходит на «пенсию». Как правило, кинолог, с которым хвостатый напарник трудился много лет, забирает его к себе в семью. Собственно, для большинства из них верный питомец всегда, как член семьи. Поэтому помимо грозных команд «Рядом!», «Фу!» и «Место!» здесь часто звучат неуставные «Хороший пес», «Умница» и «Молодец!»...

Екатерина Подпенко, фото автора