Судомодельщики региона – снова на плаву!
Соревнования на Кубок Дальнего Востока по судомодельному спорту впервые за 30 лет состоялись в краевой столице. На озере Рица в Индустриальном районе около сотни рукотворных моделей запускали юные инженеры-конструкторы из Хабаровского края, Приморья, Камчатки и Амурской области.
Более 50 спортсменов съехались на состязания в Хабаровск, на воду было спущено более сотни радиоуправляемых скоростных и копийных моделей. Все сделаны руками юных судомоделистов, за которыми внимательно следили в том числе и родители. Соревновались подростки пять дней, индивидуально и командно, в разных классах судов, в зависимости от модели, вам предоставляется четыре попытки, по одной в день. Мероприятие такого уровня проводится в краевом центре впервые за долгие годы!
Возрождение судомоделирования в крае с подачи педагогов-энтузиастов началось совсем недавно, только прошлой осенью была вновь образована и зарегистрирована региональная федерация. Сейчас же в Хабаровске действуют уже три секции судомодельного спорта, а общее число занимающихся, начиная с семи лет, составляет около 70 человек. И сходу сразу четверо вошли в сборную страны!
Оказывается, уже нынешним летом наши спортсмены смогли отличиться на чемпионате и первенстве России по судомодельному спорту, проходивших в Коломне. Там победу в классе «гидро–H2» праздновал хабаровчанин Вадим Рудаков с результатам 12,20 секунды. А его восьмилетний земляк Артем Добарин так поразил всех, что даже получил спецприз «За волю к победе». И стало понятно – наш город достоин принять соревнования высокого ранга.
– Раньше в Хабаровске Кубок Дальнего Востока разыгрывали регулярно, потом интерес к судомодельному спорту угас, и соревнований такого уровня у нас не было. Мы проводили состязания городского и краевого уровня, а также наши ребята выезжали на всероссийские соревнования. И вот, спустя 30 лет удалось возродить хорошую традицию и провести у нас межрегиональные соревнования, на которые съехались спортсмены из четырех регионов ДФО, – рассказала мне Евгения Романова, методист центра технического творчества Регионального модельного центра допобразования. – Победителям и призерам будут присвоены спортивные разряды. А наш край представляют учащиеся не только из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, но также из Ульчского района.
Мне, дилетанту, по ходу стартов объясняют суть. Так, в классе копийных моделей главное, чтобы модель полностью соответствовала оригиналу. А вот на воде такие суда должны в отведенное время пройти дистанцию, не задев буйки. В состязаниях скоростных моделей надо за шесть минут набрать как можно больше кругов. Тут тоже важно аккуратно огибать буйки – но и еще по другой причине: здесь легко повредить модель – некоторые из судов развивают скорость до 80 км/ч!
Иногда случаются ошибки – модели терпят крушение, сходят с дистанции или вовсе тонут. И большая удача, если судно удастся достать со дна. Если корабль ушел под воду безвозвратно, это большая потеря для юного спортсмена. Ведь каждый такой аппарат – это годы ручного труда и десятки тысяч рублей. Отдельные копийные модели по стоимости опять же сравнимы с подержанной иномаркой.
– Такое, к сожалению, встречается. Но многое зависит от опыта вождения участника, да и других факторов. К примеру, встал на крен из-за волны, ветер подул, аккумулятор дал сбой или проводок отошел, – рассказал судья соревнований Денис Соколов. – К примеру, у нас, в Комсомольске, почти нет мест для тренировок, поэтому опыта у наших спортсменов не так много, как у хабаровчан...
Михаил Петров, хабаровский школьник, участвовал в соревнованиях сразу в нескольких классах. В арсенале у парня есть и копийные, и скоростные модели. Над каждой Михаил трудился по нескольку лет.
– Я в судомодельный спорт пришел во втором классе, уже не помню, как так получилось. Но мне понравилось, сейчас я в десятом и бросать не собираюсь. Каждый год участвую в соревнованиях, у меня есть и призовые места, – говорит Михаил. В будущем парень планирует связать жизнь с инженерными специальностями.
Именно такие увлеченных ребята, которые строят «кораблики» – потенциальные будущие инженеры. Занимаясь судомоделизмом, мальчишки и девчонки получают нужные трудовые навыки; их увлеченность потом определяет выбор профессии. Неслучайно, что за соревнованиями с интересом наблюдали даже представители Хабаровского судостроительного завода, куда теперь водят с экскурсиями юных мастеров.
– Судомоделирование – это не только интереснейшее увлечение но и очень перспективное направление, благодаря которому мы можем вырастить хороших инженеров. А этих специалистов сегодня очень не хватает и региону, и стране в целом! Я заметил, что когда ребенок поступает в вуз, не имея инженерных навыков, хорошим специалистом он вряд ли станет. А те, кто с детства занимаются моделизмом, имеют все шансы вырасти в мастеров своего дела, – отметил Михаил Холоша, помощник ректора по научной работе МГУ им. Невельского (Владивосток).
Стоит отметить, что в Хабаровске дети от 7 до 18 лет изучают судомоделирование в разных кружках в Центре технического творчества, также во Дворце творчества «Северное сияние». В Комсомольске-на-Амуре объединение судомодельного спорта представлено в «Кванториумах». Кроме того, уже второй год хабаровский Центр технического творчества проводит очно-дистанционное обучение школьников из поселка Цимермановка. К такой формату в Центре приглашают и другие школы края.
Отметим, что в крае продекларирована система так называемого кластерного образования, которая призвана обеспечить взаимодействие школ с ведущими предприятиями. Так, заявлено, что в Инженерной школе Комсомольска-на-Амуре в следующем году будет открыт класс по судостроению. Так что, дорогие родители, детские «кораблики» – это серьезно!
Екатерина Подпенко