Рубрика: Социалка

Особые радости особой первоклашки

Восьмилетняя Аэлита Тулинова пошла в первый класс. Это очень большое событие в семье. Ведь возможности посещать школу, хоть и специализированную, Анна, мама Аэлиты, добивалась практически с рождения девочки. Школа-интернат № 4, где в сентябре открыли первый в крае класс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными особенностями, стала для семьи, можно сказать, последней надеждой на полноценное образование!

Аэлита, как сейчас принято говорить, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, но новых людей вокруг не боится. С пяти лет девочка посещала садик, этой возможности мама добивалась более трех лет добивалась. 

– Мы пытались попасть в детский сад с двух лет, но нас долго никуда не брали, в группу попали лишь в пять. Тогда я сразу задумалась о школе, обращалась во всевозможные инстанции и везде получала отказ. Отовсюду я слышала, что будущее моего ребенка – это «только домашнее обучение»! – объяснят Анна.

Чтобы Аэлита стала настоящей первоклассницей, ее мама больше года специально занималась этим вопросом.

– В Хабаровске, получается, альтернативы нет! Если бы не этот класс, все наши дети были бы на домашнем обучении. А ведь домашнее обучение – это медицинское показание, когда ребенок не может быть в социуме. А наши дети прекрасно в обществе находятся, и, главное, им ведь это очень нужно! – горячо объясняет мне Анна.

Среда для своих

В хабаровской школе-интернате, куда в этом году поступила Аэлита, всего 22 класса. Здесь обучаются 276 детей с разными интеллектуальными нарушениями. В первый класс в сентябре отправились 37 ребят, из них семь – с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них в школе подготовили новый специальный класс. Прежде у таких ребят, которые не могут передвигаться самостоятельно, возможности посещать школу просто не было – помещение не было оборудовано «доступной средой». 

– В этом году открыли первый класс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Теперь ребята, как все, могут посещать школу, включаться в общественную жизнь! Кроме того, здесь воспитанники школы социализируются, общаются со сверстниками, участвуют в мероприятиях и инклюзивных творческих играх, – рассказала директор краевой школы-интерната № 4 Ирина Жабицкая. – Пока этот класс единственный, но я очень надеюсь, что в будущем мы сможем оборудовать еще несколько подобных помещений!

Чтобы обучать детей, которые передвигаются на инвалидных колясках, зданию был необходим капитальный ремонт. На него по федеральной программе «Доступная среда» выделили пять миллионов рублей, еще столько же добавили из краевого бюджета. На эти средства в школе отремонтировали входную группу, классы, туалет, душевые и раздевалки. 

А мебель, необходимую для малышей, не умеющих самостоятельно ходить, закупили благодаря спонсорам. Для каждого ребенка приобрели индивидуальное кресло и парту, которая регулируется по высоте, имеет различные углы наклона, чтобы учиться было удобно. 

Новый кабинет для первоклассников имеет две зоны: для учебы и для отдыха. Самое важное для детей с нарушениями: вся мебель, игрушки, принадлежности для уроков сделаны из мягкого пластика, ткани или дерева, чтобы малыши не травмировались.

Базовые навыки 

Теперь каждое утро с понедельника по пятницу маленькая Аэлита вместе с мамой отправляется в школу. Пока дочка занимается, Анна ждет ее в соседнем кабинете.

Уроки у первоклашек с интеллектуальными особенностями и нарушениями опорно-двигательного аппарата идут по тридцать минут. Как рассказал нам педагог Алексей Марунов, пока у детей вырабатывают базовые навыки, чтобы они могли общаться с учителями, долго сидеть на одном месте и вникать в информацию. А главное оставаться какое-то время без мамы, ведь такие ребята, как правило, большую часть времени проводят дома, в окружении родственников, и могут испугаться посторонних.

Пока уроков у школьников немного – по три в день. Ребят обучают музыке, математическим представлениям, окружающему миру, а также проводят занятия по лечебной физкультуре.

– Аэлита – большая умничка у нас, она уже умеет считать. А ведь когда пришла, очень переживала, плакала. Но мы видим, как ей нравится заниматься, она тянется к одноклассникам, – рассказывает педагог.

Аэлита – единственная девочка в классе, одна, кто неплохо говорит, поэтому ей педагог дает задания посложнее. А ее сосед по парте Андрюша разговаривать пока не умеет, но зато уже научился общаться с педагогом с помощью карточек. Мальчик указывает на цифры, которые называет учитель, и старательно считает предметы на парте. Именно налаживание коммуникации с окружающим миром для ребят с ментальными нарушениями педагог считает самой важной задачей при обучении особенных детей.

– Любой ребенок должен социализироваться, с нарушениями или без. Его нельзя просто оставить дома. Мы пытаемся воспитать человека, который сможет жить в обществе и как-то общаться. Необязательно словами. Для каждого ребенка должны создаваться такие условия. Ведь для будущего этих ребят очень важно умение коммуницировать с обществом, иметь базовые понятия о том, как устроен мир. Даже если он не говорит, мы можем научить его общаться с посторонними с помощью других способов, – уверен педагог.

Те школьники, которые пока в силу своих особенностей здоровья говорить не могут, учатся выстраивать диалог с учителем с помощью карточек. Ребята за первую неделю обучения уже освоили первые цифры и начальный счет. У каждого есть дневник и школьный блокнот, адаптированные под их особенности здоровья: вся информация в виде картинок на липучках. Их ребенок сам может выстраивать в нужном порядке. Есть даже место для оценок – они тоже в виде стикеров на липучках. 

– Так мы приучаем детей к планированию, к пониманию времени и его распределения. Они понимают, что за чем следует. С помощью этих блокнотов мы можем общаться даже с неговорящими детьми, – объясняет Алексей Марунов. – С Андрюшей, например, мы не находили поначалу общего языка, а теперь с помощь карточек мы разговариваем. Когда он пришел сюда, то не знал, что такое цифра «один». А сейчас он считает до трех и начинает учиться складывать. Мы радуемся любому результату, нашел цифру «три» – успех, с помощью карточки показал свои желания – большая победа!

Пока не для всех 

Мама особенного ребенка Анна Тулинова уверена – школа для ее дочери не просто обучение, это шанс на новую жизнь: яркую, интересную и наполненную событиями.

– Здесь дети найдут друзей, у них будет полноценная школьная жизнь, они будут общаться. Мы очень счастливы, что наши дети как все ходят в школу очно, и им нравится, они рады видеть друг друга. Для них открывается целый мир, – вновь и вновь говорит Анна.

Класс для обучения детей с интеллектуальными расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата в хабаровской школе-интернате № 4 – первый и пока единственный на весь край. И пока только для первоклашек. Всего же только к этому образовательному учреждению приписано около 40 детей с двигательными нарушениями. Но сейчас все они обучаются дома – принять их всех в школе, увы, пока нет возможности...

Екатерина Подпенко, фото автора