Рубрика: Город

Новый троллейбус тестируют в краевой столице

Поистине уникальный троллейбус проходит сейчас тест-драйв в Хабаровске. Модель под названием «Горожанин» может ездить не только с поднятыми «рогами», но и, опустив их, на аккумуляторах! Так что в случае обрыва контактной сети машина может пройти еще около 40 километров. В тестировании новой необычной модели электротранспорта активно поучаствовал даже глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв. 

Уже издали вид «Горожанина» удивляет: привычных «рогов»-токоприемников на крыше синей машины не видно, какой же это тогда вообще троллейбус?! Растерянно оглядываюсь, но нет – коллеги-журналисты толпятся возле транспорта, на борту которого указано: «Троллейбус – как электробус, только заряжается в движении». 

Лишь подойдя ближе, вижу: да, есть «рога», есть, только они опущены и лежат на крыше. И это неслучайно. Главная фишка этого троллейбуса – наличие литий-железо-фосфатных батарей, которые позволяют транспорту работать без соединения с контактной сетью до 40 километров. Так что в случаях отсутствия электричества, как во время недавнего тайфуна, или ДТП троллейбус легко сможет продолжить движение или объехать затор. Чтобы как следует зарядиться, ему достаточно поработать на линии лишь полчаса. 

Проблем с поставками запчастей и с самими запчастями возникнуть не должно, ведь эта машина создается полностью из отечественных комплектующих. Плод, так сказать, стопроцентного импортозамещения на колесах.Проблем с поставками запчастей и с самими запчастями возникнуть не должно, ведь эта машина создается полностью из отечественных комплектующих. Плод, так сказать, стопроцентного импортозамещения на колесах.

При этом токоприемники у «Горожанина» опускаются и поднимаются автоматически. Для этого нужно лишь определить на линии специальное место, где он будет цепляться к контактной сети. Кстати, водителю не надо выходить из кабины, чтобы поднимать и опускать штанги троллейбуса: процесс можно контролировать по видеомонитору, который установлен в кабине!

Новация на колесах 

Троллейбус модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» доставили в краевой центр из Башкирии, где инновационную новинку выпускают с 2020 года. Безвозмездно и пока «на пробу»: в течение двух месяцев он будет возить хабаровских пассажиров по маршруту «Аэропорт – Комсомольская площадь». 

– Наш троллейбус – это плод русско-белорусского сотрудничества. Машинокомплект который используется здесь – это кузов МАЗ-203Т, производимый минским автозаводом. На базе него мы и производим троллейбусы, – доложил прессе и губернатору гендиректор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Денис Рассадников. 

Руководитель также указал на важнейшую в наши времена деталь: проблем с поставками запчастей и с самими запчастями возникнуть не должно, ведь эта машина создается полностью из отечественных комплектующих. Плод, так сказать, стопроцентного импортозамещения на колесах! 

При этом, вопреки стереотипам, наш «Горожанин» комфорт любит: в новом троллейбусе есть информационные системы, светодиодное освещение, кондиционирование и экономичное отопление. А еще в салоне – сразу несколько розеток USB для зарядки гаджетов, девять видеокамер наблюдения (одна из них снимает водителя) и антискользящее покрытие. Для удобства маломобильных людей здесь низкий пол, предусмотрен пандус. Впрочем, пневмоподвеска позволяет наклонить троллейбус для того, чтобы инвалиды могли попасть внутрь даже без использования спецплатформы.

Проверка на дорогах

Среди других любопытных новаций, который показали главе региона, а также другим краевым и городским чиновникам, – автоматическая система подсчета пассажиров (помните, сколько вокруг этой темы сломали копьев транспортники, добиваясь бюджетной поддержки – Прим. Ред.) и валидаторы для оплаты проезда: они встроены в поручни у входа. В свете обсуждающейся в городе перспективы отказа от работы кондукторов – тоже интересный момент. 

– Что ж, этот троллейбус будет находиться здесь 60 дней. За это время мы испытаем «Горожанина», оценим его соответствие заявленным техническим характеристикам. Посмотрим, как он проявит себя в нашем климате, будет ли его эксплуатация выгодна экономически. Но самое главное – понравится ли транспорт самим хабаровчанам. Только после этого решим вопрос о дальнейшем сотрудничестве с изготовителем, – заявил Михаил Дегтярёв в ходе осмотра транспортного средства.

Автономный ход – ключевое отличие троллейбуса нового поколения. Он не зависит от контактной сети в случаях ее обрыва или ДТП, сможет оперативно отключиться от постоянного источника питания и объехать затор. Возможность автономии – 20-40 км. Еще один плюс этой модели – адаптация под перемещение маломобильных пассажиров.Автономный ход – ключевое отличие троллейбуса нового поколения. Он не зависит от контактной сети в случаях ее обрыва или ДТП, сможет оперативно отключиться от постоянного источника питания и объехать затор. Возможность автономии – 20-40 км. Еще один плюс этой модели – адаптация под перемещение маломобильных пассажиров.

Тем временем гендиректор башкирского завода привел еще один важный аргумент в пользу новинки – финансовый.

– В нас в Уфе рост выручки составил 30% без изменения маршрута во многом потому, что автономный электротранспорт может объехать пробки, и не чувствителен к отключению электричества, – привел пример Денис Рассадников.

Удобно и экономично? 

К слову, в ряде других городов страны водители уже оценили техническое оснащение кабины, тихую работу компрессора, эргономичное сидение, расширенный обзор и систему видеонаблюдения. В краевой столице опробовать новинку предоставили самому опытному водителю хабаровского МУП «ГЭТ» Виктору Ильченко. 

– Я 45 лет работаю водителем троллейбусов в Хабаровске, ездил на самых разных моделях. Здесь немного непривычно – есть свобода передвижения для машины. То есть я могу свободно объехать пробку по соседней полосе и не зависеть от проводов, – поделился с нами водитель. – Внутри кабины тоже сделано все очень удобно, многие функции теперь автоматические. Освоил все быстро! 

Отметим, что сейчас в краевой столице существует единственный троллейбусный маршрут, а когда-то их было пять. Так что если новая модель приживется, то транспортники подумают над расширением маршрутной сети. Возможно, троллейбусы пустят в микрорайоны «Ореховая сопка» и «Брянский», который только начинают строить. Ведь с таким транспортом можно больше вкладывать не в дорогостоящее развитие инфраструктуры, а прежде всего в подвижной состав.

«Самое главное – понравится ли транспорт самим хабаровчанам. Только после этого решим вопрос о дальнейшем сотрудничестве с изготовителем», – заверил Михаил Дегтярёв.

Так что в случае успешного прохождения тестирования краевое правительство готово приобрести для Хабаровска три таких троллейбуса. В этом случае будет поддержка Минвостокразвития РФ в виде выделения федеральной субсидии в размере 84 млн рублей. Теперь, как и сказал губернатор, слово за пассажирами: понравится ли им «Горожанин» в деле за эти два осенних месяца.

Екатерина Подпенко. Фото автора