Тьма в десятках населенных пунктов, сотни подтопленных участков и домов, поваленных деревьев, десятки снесенных мостов, эвакуированные и даже погибшие люди – «Хиннамнор» не только нанес мощный удар по региону. Но и оставил ряд вопросов к властям. Хотя бы по поводу вечной проблемы с хабаровскими ливневками.
Сильнее всего последний супертайфун ударил по двум дальневосточным регионам – по Хабаровскому краю и Приморью. И приморцам досталось гораздо крепче. По данным МЧС, тайфун в Приморье подтопил 186 домов и 540 приусадебных участков. Также были повреждены десятки мостов, от дорог оказались отрезаны 33 населенных пункта. При этом в Приморском крае во время буйства «Хинамнора» даже погибли три человека! Как передавала 12 сентября lenta.ru, об этом сообщил губернатор Олег Кожемяко. По его словам, в Тернейском районе мужчина утонул в машине, а еще двоих женщин смыло потоком в Лазовском районе и Дальнегорске...
Хорошая мина на фоне форума
Как сообщала пресс-служба регионального правительства, аварийно-восстановительные работы в Приморье займут 10-15 дней. При этом тамошний губернатор на днях попросил ввести на территории края федеральный режим ЧС, туристов вывозили судами ТОФ, спасатели срочно наращивали свою группировку. Все понятно, большая беда, стихия, если совсем не вспоминать о том, что буквально 6 сентября г-н Кожемяко по просьбе президента России Владимира Путина, находившегося во Владивостоке, доложил о последствиях тайфуна «Хинамнор». И громогласно заявил тогда, что особых последствий для региона от непогоды нет, напоминают СМИ.
Более 60 деревьев повалено в Хабаровске в ходе недавнего тайфуна, по данным мэрии. Если ствол лежит на территории общего пользования – Более 60 деревьев повалено в Хабаровске в ходе недавнего тайфуна, по данным мэрии. Если ствол лежит на территории общего пользования – дороги, общественные места, то надо звонить по телефону 41-99-53. Если во дворе, то написать заявление в управляющую организацию, в случае бездействия – по номеру 29-39-26, сообщили в пресс-службе администрации города.
Сами понимаете, после такого, мягко говоря, конфуза, неловко читать в разных соцсетях и мессенджерах разные слова жителей Приморья об этой ситуации. Ну, то есть, с учетом многолетней статистики и постоянной повторяемости таких бедствий – может, ситуация и нормальная, привычная. Но не для каждого конкретного приморца, чьи огородные запасы и прочие важные для жизни вещи махом накрыло и которому теперь предстоит чуть ли не полуголодная зима. Тем более, что таких конкретных приморцев – не один и не два десятка, а тысячи. Однако почему-то для первого лица края более логичным выглядит не беспокоить первое лицо страны бедами его сограждан. Ведь напомним, важный форум, ВЭФ на дворе, не беспокойтесь, рассуждайте о судьбах мира, а не судьбах тех, у кого вода во дворе и в подполье, так, получается?
И переходя от соседских бед к нашим, напомним: по Хабаровскому краю тайфун тоже прошелся в тот момент, когда наши чиновники ездили к соседям на ВЭФ – как полагается, себя показать, на других посмотреть. При этом, скажем, утром 8 сентября в мэрии сообщали, что в городе были отключены от света 37 многоквартирных домов, две школы и 22 индивидуальных жилых дома. И обещали все исправить в тот же день – день, когда еще шел форум. А ведь помимо отсутствия электричества в краевой столице в эти дни можно было наблюдать подтопленные дома, десятки поваленных деревьев, а также неработающие светофоры, забитые ливневки...
Тот, кто не первый год обитает в наших пенатах, наверное, даже рассмеется на такое злопыхательство: что же они, наши первые лица, вместо того, чтоб использовать редкую возможность пролоббировать себя и свою территорию на глазах Самого Первого лица, должны были сидеть тут, дожидаясь капризов стихии, которую все равно предотвратить не в силах? Не, ну это пусть на загнивающем западе таким популизмом занимаются на глазах непродвинутого электората. У нас люди умные, все всё понимают, и такого от своих политиков требовать не будут. Даже в преддверие так называемого «Единого дня голосования», который в один день нынче не вмещается.
Ну а в итоге пожинаем то, что имеем. Тайфун вроде как природное бедствие, а претензии, пусть и порой необоснованные, люди предъявляли властям. Потому как тот, кто больше суток просидел дома без света и вынужден был выкинуть часть продуктов из холодильника, включив телевизор, видел, к примеру, бравурные репортажи с шикарного форума. И он такого зрелища его участникам вряд ли простит, сколь бы великими деяниями не были наши госмужи озабочены.
Наши ливневки работают средне
Между тем, напомним, сначала августовские ливни, затем супертайфун «Хинамнор» вновь устроили проверку на прочность системе ливневой канализации Хабаровска. Между тем, по словам работников городских служб, ливневки в целом справились с потоками воды благодаря ежедневной работе бригад, которые занимаются их очисткой.
– В Хабаровске комбинированная система ливневок – открытого и закрытого типа, – объясняет замначальника управления дороги внешнего благоустройства Юрий Зуев. – Там, где ливневки есть, они собирают воду и выносят ее в Амур. В местах, где лотки ливневой канализации не предусмотрены, вода скатывается по уклону, с учетом рельефа местности и профиля дорожного покрытия, к бордюрам, а оттуда уже попадает в ливнеприемники и, опять же, уходит в Амур.
И все же в Хабаровске очень мало мест, где во время проливного дождя можно спокойно пройти без резиновых сапог. Например, перекресток улиц Оборонной и все той же Павла Морозова после ливня впору форсировать вплавь. Да и улица Радищева больше похожа на бассейн. Чтобы выйти по ней к Краснореченской, пешеходам приходится осваивать навыки канатоходцев – пройти по бордюру несколько десятков метров сможет далеко не каждый.
– Мы знаем о сложностях на Оборонной, – уверяет Юрий Зуев. – Дело в том, что улица Павла Морозова расположена немного выше, чем Оборонная. Работаем, планируем, как устранить проблему, не обещаю, что это будет сделано в этом году, но мы этим вопросом занимаемся!
А повторяющиеся проблемы Юрий Зуев объясняет так:
– Вообще, нужно понимать, что большинство ливневок строилось одновременно с Хабаровском, они рассчитаны на средний объем воды. Вот когда дождь целый день идет монотонный, ливневки «вывозят», если, конечно, ничем не забиты. А когда выпадает сразу месячная норма осадков или около того, они не справляются, на тропические ливни не рассчитаны! Но, как правило, даже после больших объемов осадков вода в течение двух часов уходит в ливневую канализацию. Там, где она стоит гораздо дольше, сток забит.
Горожане тоже виноваты?
Чтобы таких мест было как можно меньше, в Хабаровске на очистке ливневок работают бригады МУП «Южное», «Восток», «Север». Специалисты спускаются под землю, очищают смотровые и ливневые колодцы от грязи, песка, веток, скошенной травы, и бытового мусора. И здесь тоже не без сюрпризов.
– Вы не представляете, что мы иногда оттуда достаем, – рассказывает начальник участка Игорь Мищенко. – Старую обувь, автопокрышки, сломанные телевизоры. Не говоря уже о бутылках, пакетах, коробках из-под пиццы.
Работа по очистке не такая безопасная, как может показаться человеку непосвященному. Перед каждым спуском в колодец туда сначала опускают газоанализатор, ведь на глубине в 4-8 метров могут скапливаться сероводород, метан, угарный и углекислый газы.
Если прибор сигнализирует об опасности, колодец проветривают, потом опять проверяют и лишь тогда уже запускают специалиста. Работу по очистке ливнеприемников ведут с весны по осень, промывают «кротами» – водой под давлением.
– Но было бы лучше, если бы горожане не использовали их в качестве мусорок, – высказывает пожелание Игорь Мищенко.
Провальная точка
Дорога возле жилого комплекса «Парус» на Павла Морозова во время дождя традиционно превращается в мутный поток, в котором автовладельцы теряют регистрационные номера, а люди вынуждены идти по колено в воде. Но в этом году ситуация изменилась, уверяли прессу в горуправлении дорог. Во время ливня здесь по-прежнему сложно, но через несколько часов вода уже не стоит сутками, а уходит в ливневку.
– Когда дом строился, застройщик не предусмотрел систему отвода дождевых стоков с территории, – пояснил Юрий Зуев. – Поэтому и вода никуда не уходила. Посмотрели старые схемы – труба упирается в тупик, что с одной стороны, что с другой. В июле этого года управлением дорог совместно с подведомственными структурами выполнены работы по отводу воды с данного участка. Посмотрели, где проходят трубы, раскопали, соединили трубы и установили колодец.
Но, перефразируя старую поговорку, проблема не приходит одна. Теперь ремонтировать старые ливневки и прокладывать новые станет намного дороже, говорит Зуев. Ведь по вступившим в силу новым экологическим нормативам вся вода, которая сегодня собирается в городе в ливневки с дорог и дворов, должна проходить обязательную очистку перед сбросом в Амур. В проект реконструкции или строительства системы ливневой канализации необходимо закладывать и строительство локальных очистных сооружений. А это сотни миллионов рублей.
– Вот, например, участок на улице Радищева, где скапливается вода с Краснореченской. Мы сейчас заняты проектированием там ливневой канализации, и она по предварительным подсчетам обойдётся городу в 250 млн рублей, – объясняет Юрий Зуев. – В то время как сама ливневка, без системы очистки стоков, стоила бы около 10 миллионов! Так что о многих проблемах мы знаем, но решить их за один день – возможности нет. Поэтому решаем проблемы постепенно.
...Все бы хорошо, однако 10 сентября грянул очередной конфуз: как сообщали.dvnovosti.ru, на недавно отремонтированной улице Павла Морозова, как раз напротив ЖК «Парус» в районе дома № 113 легковушка угодила колесом в яму. В мэрии уже вечером сообщили, что очередной провал ликвидирован, просадку грунта «устранили оперативно».
Что ж, как говорится, где тонко – там и рвется. Только вот таких «тонких мест» в Хабаровске многовато. Вот недавно звонок с криком о помощи раздался из микрорайона Красная речка. Там жители частного сектора сильно пострадали от последствий стихии – вода затопила дом № 7 по улице Бытовой. Люди считают, что виноваты новые ливневки, проложенные вдоль улицы Автобусная...
Семён Дубов