Рубрика: Экономика

Хабаровской земле нужен агрокластер?

Давно известно, что земли нашего края считаются неблагоприятными для ведения сельского хозяйства. Фермерам здесь очень не просто, однако вернуть потерянные земли, увеличивать урожаи – надо! Как этого добиться – недавно обсудили на очередном заседании Общественного совета при Минсельхозе края.

Наш край богат лесами. Больше 90% занимают земли лесного фонда, и лишь 0,5% – земли сельхозназначения. Пашни, поля и пастбища, где растут картошка, соя, гречка, кукуруза и трава для коров, наши предки отвоевали у тайги около 100 лет назад. И, увы, большая часть из них сегодня – не используется.  Опять же климатические особенности региона – это крайне неравномерное распределение осадков в течение всего года. Это тоже влияет на работу аграриев. 

– В советские времена в крае было 120 тысяч гектаров пашни, – рассказывает Вячеслав Фёдоров, начальник управления инвестразвития и мелиорации краевого Минсельхоза. — Сегодня у нас примерно 60 тысяч гектаров. То есть в два раза уменьшились посевные площади! Руководством региона нам поставлена задача – вернуть в оборот земли, которые выбыли больше пяти лет назад. К 2026 году – не менее 20 тысяч ГА, к 2030 году – уже 30 тысяч.

Специалистами министерства в рамках направления «Край инновационных возможностей» уже разработана дорожная карта флагманского проекта «Мелиорация и агропромышленный кластер». Он позволяет решить две задачи: увеличить количество посевных площадей, и реализовать инновационный проект «Дальневосточный агропарк Хабаровского края». В его основе – создание сети агрокластеров. Но для этого сначала нужно вплотную заняться вопросом мелиорации неиспользуемых сельхозземель.

Уборочная страда идет в крае. Уборочная страда идет в крае. Уже убрано 86% ранних зерновых культур, заготовлено 95% грубых кормов, сообщили в Минсельхозе края 8 сентября. В этом году в регионе планируется собрать более 102 тысяч тонн картофеля и более 52 тысяч тонн овощей – на 25 и 5 тысяч тонн больше, чем в 2021-м.

– Вопросы создания агрокластеров и мелиорации идут рука об руку, – говорит Фёдоров. – Наши сотрудники провели большую работу – проанализировали около пяти тысяч участков, чтобы получить информацию, в каком реально состоянии находятся мелиоративные системы. Что такое мелиоративная система – это звучит, как канавы, как я их называю, но на самом деле – это сложная дренажная сеть, это нагорные каналы, транспортирующие, магистральные, а внутри нее – дрены (специальные трубы – Прим. Авт.). Строительство новой мелиоративной системы, согласно нашим оценкам, площадью три тысячи гектаров, то, что должно лечь в основу агрокластера, оценивается до миллиарда рублей.

Согласно расценкам федерального Минсельхоза, 226 тысяч рублей за гектар – вот на что должен ориентироваться сельхозпроизводитель при строительстве систем мелиорации. Он сможет возместить 50% понесенных расходов после того, как закончит объект. Механизм, когда компания за свой счет восстанавливает мелиорацию, а потом получает возмещение – один из действующих. 

Так сегодня фирма «Сервис-Агро» работает в районе имени Лазо. Инвестор реализует проект в поселке Зоевка на площади более чем в 1000 гектаров. И часть площадей уже засадил сельхозкультурами. 

– Другой механизм – это создание агрокластеров, – продолжает Вячеслав Фёдоров. – Он заключается в создании сервиса для сельхозтоваропроизводителей, фермеров, когда мы создаем условия для ведения стабильного земледелия, получения гарантированного урожая, сбыта этого урожая. Их должно быть четыре к 2026-му и девять – к 2030 году. К концу текущего года мы рассчитываем, что уже поймем, как это работает, как лучше эти кластеры распределить по территории края, чтобы наибольший эффект от этого получить.

– Что самое важное: мы должны получить не менее двух проектов по созданию мелиоративных систем, строительству новой либо реконструкции существующей, на землях, не вовлеченных в оборот. И, собственно, это такой сервис, который будет направлен на то, чтобы кратно увеличить производство сельскохозяйственной продукции  в приоритетных для нас направлениях, это важно для обеспечения продовольственной безопасности, импортозамещения, – разъяснял начальник управления.

На 15% должна быть снижена к 2024 году себестоимость производства сельскохозяйственной продукции (по сравнению с 2020 годом) в России в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

Между тем, сейчас из 127 мелиоративных систем, которые числятся в Хабаровском крае, лишь 21 находится в собственности региона, три – в муниципальной и 103 системы никому не принадлежат, по сути, являясь безхозными. Порядка половины от всего числа имеют больше 70% износа!

Понятно, что денег на проведение осушения и создания систем мелиорации у большинства фермеров нет и быть не может. Поэтому аграрии берут, как правило, в пользование участки на склоне, где не застаивается вода, и можно срезать кочки, перепахать целину и пройти фрезой по выросшему подлеску своими силами. Здесь им на помощь приходит «Краевой сельскохозяйственный фонд», уверяют чиновники.  

– Это еще один механизм поддержки для введения в оборот неиспользуемых сельхозземель, – говорит Фёдоров. – В 2020 году на базе фонда была создана машинно-тракторная станция, специально для оказания услуг фермерам. Приоритет отдается участкам небольшим – один гектар, 10 гектаров. Было приобретено два комплекта техники, которые позволяют расчищать, готовить почву. Второй год работают, услуги востребованы, в прошлом году осторожно фермеры к этому относились, услуга стоит от 4700 рублей в день, это аренда трактора с бороной. 

– В этом году число заявок выросло почти в три раза. С губернатором уже согласовали расширение парка техники, чтобы можно было проводить гидромелиоративные работы, например, расчищать заиленные каналы. И тогда мы сможем до 20 мелиоративных каналов в год возвращать в оборот, чтобы обеспечить здесь устойчивое земледелие, – уверен чиновник.

Так что до конца 2022 года, согласно планам Минсельхоза, планируют ввести в оборот еще 1340 гектаров неиспользуемых сельхозземель. Получится ли? 

Мария Полякова. Фото habinfo.ru