Рубрика: Жизнь и семья

Надо ли запрещать гаджеты в школах

«С сентября в российских школах ограничили использование мобильных телефонов!» – эта новость взбудоражила всех участников процесса: и учеников, и учителей, и родителей. Кто – против, а кто – за, и как исполняется этот запрет в хабаровских школах? 

Для начала напомним, что послужило причиной громкого переполоха. Накануне 1 сентября министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что в соответствии с новыми санитарными правилами не допускается использование телефонов во время уроков.

Поднял шум и гам, в ходе которого внезапно выяснилось, что свои рекомендации об использовании техники в школе Роспотребнадзор выпустил еще в прошлом году! В документе могущественного надзорного ведомства говорится, что телефон не является средством для обучения. А дети на время уроков должны выключить свои мобильные для того, чтобы не отвлекаться от учебного процесса и не использовать технику в качестве электронных шпаргалок. Так что пользоваться гаджетами можно только на переменах.

Кто – против 

Да, с одной стороны, это всего лишь РЕКОМЕНДАЦИИ. С другой стороны, Роспотребнадзор – давно уже не простое надзорное ведомство, а за годы пандемии к любому слову из этой инстанции все привыкли прислушиваться. И слушаться. 

Так что «новость о запрете» взволновала всех. Вопрос серьезный, ведь сегодня мобильник есть практически у каждого школьника. Для детей и подростков – это средство общения и развлечения, с точки зрения родителей – безопасность. Даже некоторые продвинутые учителя использовали гаджеты в учебном процессе: проводили небольшие тесты, разрешали использовать как словари или смотреть обучающие видео. Короче, без мобильного сегодня – как без рук. 

Однако и противников у гаджетов хватает. Так, в нашем Хабаровске уже не раз предпринимались попытки ограничить использование мобильных на уроках. К примеру, в феврале этого года о подобной инициативе объявляла городская прокуратура. 

– В результате свободного доступа к сети «Интернет» несовершеннолетние получают информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию. Негативные последствия бесконтрольного использования детьми мобильных устройств связаны с рисками вовлечения их в противоправную деятельность. Нередко мобильные устройства используются подростками во время их пребывания в школах, в том числе на уроках, что не способствует надлежащему освоению образовательной программы и дисциплине в классах, – утверждалось в релизе еще одного надзорного ведомства.

Телефоны «вне закона» прокуратура Хабаровска объявила, опираясь на опыт других регионов страны. По словам начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Хабаровского края, после того как подобную практику внедрили в ряде городов, у детей улучшилась успеваемость, соблюдение правил внутреннего распорядка, и даже якобы «сократилось число преступных деяний»!

Польза и вред 

Но так как запрет гаджетов для учеников в Хабаровске носил рекомендательный характер, согласились исполнять его далеко не все, в тоге большинство школ не поддерживало нововведение. 

Вот и начальник управления образования администрации Хабаровска Татьяна Матвеенкова, с которой мы недавно беседовали (см. «ХЭ» № 35, материал «Флаг, гимн и «Разговоры о важном»), указала, что многие родители негативно относятся к такому запрету. Однако чиновники и педагоги настаивают, что вред от гаджетов есть. 

– Большинство родителей, если школа принимает решение запретить использование сотовых в процессе обучения, считает это нарушением прав их детей. Хотя никакого нарушения здесь нет! Ведь ребенок приходит в школу обучаться. И если вдруг случается форс-мажор, то у него всегда есть возможность получить помощь от учителей. В том числе и связаться чрез них с родителями, если того требует ситуация, – объяснила руководитель управления образования. – И сегодня установка такая всем учреждениям дана... А вообще, это большая проблема: гаджеты сильно отвлекают детей от процесса обучения!

Сопредседатель краевой организации «Совет отцов» Андрей Никонов, многодетный отец, напротив, считает, что забирать телефоны у подрастающего поколения не стоит.

– Я против того, чтобы дети не могли пользоваться сотовым на переменах – часто надо позвонить, надо сообщить что-то родителям, или, наоборот, родители хотят детям что-то сообщить. Пример из жизни: один у меня забыл ключи, второй – телефон. Что делать? Как я что-либо сделаю, если не будет связи? – сказал отец-общественник в интервью одному из местных телеканалов.

Носить – можно

Свою официальную позицию по вопросу ограничения сотовых в школах недавно высказали и в краевом министерстве социальной защиты населения.

– Мы разобрались в ситуации и объясняем: мобильники нельзя использовать именно для учебного процесса. И причина тому – санитарно-эпидемиологические требования, которые работают еще с прошлого года. У мобильных гаджетов слишком маленький размер экрана. Из-за этого нарушаются осанка и зрение. Так что все дело лишь в заботе о здоровье наших детей, – говорится на сайте ведомства. – А просто носить телефон в школу никто не может запретить! Можно почитать новые санитарные правила здесь и убедиться во всем самостоятельно. А нацпроект «Образование» позаботится о том, чтобы ваш ребенок учился в красивом классе за новым оборудованием. 

Любопытно, что в городском управлении образования считают, для того, чтобы детская рука не тянулась к гаджету во время уроков, учителям прежде всего нужно обратить внимание на себя. Нередки случаи, когда сами педагоги то и дело заглядывают в мобильник во время урока, а на перемене и вовсе погружаются в виртуальность.

– Первый, кто подает ребенку пример, это учитель. Если он позволяет себе в течение урока отвечать на звонки, пользоваться телефоном, то дети, глядя на это, поступают так же! Поэтому ограничения должны касаться всех, не только детей, но и педагогических коллективов, – уверена Татьяна Матвеенкова.

Плюрализм мнений. И действий

Сегодня в хабаровских школах ситуация по-прежнему разная. Кто-то сдает гаджеты в специальные коробки в начале каждого урока, а в конце забирает. Бывает и так, что учитель забирает мобильник на время всего учебного дня. А кому-то из педагогов достаточно попросить школьников установить на устройстве беззвучный режим и положить его в портфель. Выполняют ли это требование современные подростки – другой вопрос. 

Бывает так, что даже в одной школе в соседних классах подход к использованию сотовых разный. Уодних гаджеты дожидаются перемены на столе у учителя, у других – лежат в карманах и рюкзаках школьников. А кто-то продолжает втихаря под партой играть в игры, регулярно срывая учебный процесс, жалуются некоторые педагоги. 

Одним словом, запрет мобильных в школах вызывает много вопросов. А пока крайними снова остаются учителя, которым теперь следует каждый урок соблюдать новые требования Минпросвещения, да еще и следить за сохранностью недешевых гаджетов. Общество раскололось...

Екатерина Подпенко