Их бросают, они кусают, их ловят, стерилизуют и выпускают обратно
В последние годы наш регион вновь стал часто «звучать» в новостях СМИ как «край бездомных животных». Но теперь уже не по причине зверских действий хабаровских живодерок. Внимание общественности привлекли стаи бродячих собак, которые регулярно нападали на взрослых и детей. Снова все живо и весьма неполиткорректно обсуждают: что же делать с дворнягами в Хабаровске, да и по всей стране?
Иногда встреча с хвостатыми агрессорами заканчивалась весьма плачевно. Чтобы защитить детей, некоторые регулярно требуют: надо начать отстрел животных! К счастью, сейчас закон такие действия запрещает: регулировать численность Шариков и Барбосов можно только гуманно, путем отлова и стерилизации. И такая программа действует в Хабаровске уже третий год подряд. Вопрос в том, что действует по-прежнему с пробуксовкой.
«Собаки к нам вернутся»
Отловом бездомных кошек и собак в краевой столице занимается индивидуальный предприниматель Елена Лемихова, которая также руководит одним из местных ветеринарных центров. Ловить мохнатых беспризорников специалисты центра выезжают утром, пока собаки еще не успели найти еду. Ведь сытые псы вряд ли обратят внимание на приманку, которую ветеринары кладут в клетки.
– Когда мы только начинали отлов, многие любители животных относились к нам недоверчиво, считали, что мы забираем собак и кошек, чтобы усыпить, и никогда не вернем их обратно, – напоминает Евгений Тимофеев, заведующий стационаром ветцентра, специалист по отлову безнадзорных животных. – Были случаи нападения, угроз, даже в полицию приходилось обращаться! Сейчас ситуация уже получше: люди поняли, что мы не причиняем их любимцам вреда, наоборот, можем бесплатно стерилизовать, вакцинировать от бешенства, подлечить в стационаре.
Иногда отлов одной собаки может занимать несколько дней и даже недель. Во-первых, потому что бездомные животные все время мигрируют по району в поисках еды, и не сидят в ожидании ветеринаров по указанному в заявке адресу. Во-вторых, потому что зачастую их, что называется, от пуза подкармливают добросердечные бабушки. И поймать такую собаку тогда можно только с помощью тех, кто ее кормит.
– У нас в гаражном кооперативе на «Стрелке» штук 10 собак обитает, – рассказывает хабаровчанка Яна Винокурова. – Когда-то подкинули несколько щенков, и пошло-поехало! Они нам тут как родные, но мы понимаем, что если их не стерилизовать, то каждые полгода суки будут приносить, как минимум, по восемь щенков. Поэтому мы обратились в ветцентр, договорились и сами на руках занесли собак в клетки. Они, бедные, конечно, сильно испугались, но не настолько, как если бы их ловили ветеринары! Я знаю, что через две недели они к нам вернутся, и мы и дальше будем жить душа в душу...
«Где выпускать» – а это важно?
Согласно действующему закону, специалисты должны вернуть животное на то же место, где его поймали. Это многих не устраивает. Ведь собаки часто обитают возле школ, больниц и детсадов, и часто проявляют агрессию в адрес тех детей и взрослых, которые не спешат делиться с ними вкусненьким. Сейчас в Госдуме и правительстве РФ активно обсуждается ряд изменений в федеральное законодательство по «собачьей теме». В администрации Хабаровска часть из этих новинок тоже поддерживают.
– Мы обратились в городскую и краевую думы, а также в правительство региона, чтобы законодатели добивались поправок в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», – объясняет прессе главный специалист управления ЖКХ и эксплуатации жилфонда мэрии Алексей Давыдов. – Поправки нужны именно в той части, которая касается выпуска безнадзорных животных после пребывания в пункте временного содержания в тех же местах, где их поймали. Многие вообще просят их не выпускать, не только возле социальных и образовательных учреждений, а везде.
– Но, поймите, у нас просто нет возможности содержать больше полутора тысячи собак ежегодно! На пожизненное содержание оставляем только тех животных, которые проявили немотивированную агрессию. Например – нападают даже на тех сотрудников, которые их кормят и убирают за ними в вольерах. Таких агрессивных у нас сейчас 26 штук, – констатирует Алексей Давыдов.
Стоит пояснить, что в вольерах есть еще семь десятков мест для четвероногих, однако это для тех, которые поселились в приюте лишь на 15 суток.
– Вот сидит, видите, такая робкая, скромная собачуля, – показывает на одну из собак Евгений Тимофеев. – Она – милейшее создание, и будет преданным другом! Но есть видео, как она охраняла стройку и бросалась на детей, кусала их. Или вот – алабай. Отловили на Красной речке. Там она просто грабила людей – подходила на улице и, если унюхивала что-то вкусное, – из рук вырывала сумку или пакет. А попробуй с такой поспорить?! Впрочем, на людей не нападала, никого не укусила, просто разбойничала. Сейчас даже и не знаю, как ее туда обратно везти, она же ведь опять примется за старое...
План и рынок
В стационаре ветклиники Лемиховой животных вакцинируют от бешенства, стерилизуют, осматривают на предмет ран и других повреждений. И маркируют специальными бирками. Зеленые «сережки» в ушах барбосов говорят о том, что они были отловлены в 2020 году, красные – что это «улов» 2021-го, желтые – уже нынешнего, 2022 года. Каждая имеет порядковый номер, который заносится в базу.
Такая маркировка поможет ветеринарам определить – сколько времени прошло с момента последней вакцинации от бешенства, ведь такую прививку собакам ставят раз в три года. Это позволит уже прицельно в следующем году ловить не только «новеньких», но и «бывалых», с зелеными метками в ушах собак. Как раз придет их время для нового укольчика.
– Порядка 1200 животных уже отловлено, всего в этом году мы должны поймать и стерилизовать 1627 безнадзорных кошек и собак, – говорит Елена Лемихова. – С 1 августа нам увеличили содержание на этих животных, потому что выросли в стоимости медикаменты, корма. Было
10 тысяч рублей, теперь 12 тысяч. И это правильно, потому что ведь полдозы наркоза им не вколешь, а наркоз подорожал значительно! Нитки, которые мы используем (натуральный кетгут), тоже с 75 рублей подорожали до 150.
В два раза должно вырасти в РФ качество городской среды (определяется по критериям безопасности, комфорта, экологичности, эффективности управления) к 2030 году в рамках наццели «Комфортная и безопасная среда для жизни».
А другие использовать в нашем деле нельзя, эти – саморассасывающиеся, чтобы швы потом не приходилось обрабатывать и снимать.
Бродяжки и попрошайки
Финансирование на регулирование численности безнадзорных животных городу выделяют из краевого бюджета. Стоит напомнить, что первоначальная краевая субвенция на год равнялась 10,5 млн руб., хотя в мэрии говорили о сумме в 20,5 млн. Логично, что в середине лета деньги закончились, отлов пришлось ненадолго приостановить.
Но громкий скандал никому не нужен, и в июле, как сообщали в мэрии, краевые власти выделили администрации города дополнительное финансирование – 4,5 млн рублей. А этих денег хватает на отлов примерно до середины сентября. Чтобы не прекращать работу, до конца года нужно еще примерно 5,5 млн рублей. По словам специалистов мэрии, проблем с этим не предвидится, с правительством края налажен контакт, и отлов останавливать не планируется.
Однако сама ситуация с постоянным подвисанием финансирования, конечно, вызывает вопросы. Не говоря уже о том, что все это коренным образом не решает проблем с бродячими животными.
К примеру, в хабаровском мэрии в последние годы живо описывают проект приюта для бродяжек, который планируется построить в Краснофлотском районе. Однако лишней пару миллионов, необходимых на его проектирование, ни у мэрии, ни у края в бюджете пока не находится. А ведь этот гипотетический приют, даже если деньги на него вдруг изыщут, откроется при таких темпах не раньше 2024 года и вместит около 400 кошек и собак. А таких бродяжек у нас в городе тысячи...
Мария Полякова