Рубрика: Жизнь и семья

Почему родители ненавидят школу?

Помните все эти советские фильмы про школу? Начиная с «Доживем до понедельника» и заканчивая «Большой переменой» – все эти чудесные истории про самых лучших в мире учителей и самых «сначала-ужасно-невоспитанных», а потом самых сознательных и понявших о жизни учениках? Да, были же времена. А что сейчас происходит в российских школах и почему эти заведения часто не только дети, но и родители, мягко говоря, не любят?

Заметьте, во многих былых киношных историях родители зачастую оставались за кадром. Ну, не было принято тогда дома с детьми делать уроки, водить за ручку в школу и уж тем более – выяснять отношения с учителями!

Сегодня родители гораздо более активные участники школьно-образовательного процесса. И честно говоря, в моем окружении едва ли найдется кто-то, у кого к школе не было бы не то, что претензий, но хотя бы ироничного отношения. Хочу сейчас, как мать, припомнить хотя бы основные.

Форма

Поколение нынешних родителей – в большинстве своем 30–40-летние люди, чьи школьные годы пришлись на «лихие девяностые» и начало «сытых нулевых», когда ни про какую форму никто особо не переживал. Я и сама помню, как в своем детстве радовалась после третьего класса – форму отменили! Помню, как ненавидела это колючее унылое платье и неудобные фартуки, белые манжетики и воротнички... Это сейчас советская форма – предмет культа, тогда, хорошо помню, повсеместно отношение к ней было иным.

А нынче, посмотрите – у каждой школы свой Устав, а там поголовно прописана цветовая гамма и очень строгий надзор за внешним видом учеников. Только одно «но». А может, и не одно…

«А вот в третьих школах прямо заявляют родителям: ваш ребенок не справляется, нанимайте репетитора! И вот это бесит больше всего. Зачем тогда вообще нужен учитель?»А вот в третьих школах прямо заявляют родителям: ваш ребенок не справляется, нанимайте репетитора! И вот это бесит больше всего. Зачем тогда вообще нужен учитель?»

Например. Сын у хабаровчанки Марии вырос очень большим мальчиком: под два метра к девятому классу. Школьной формы подобного размера в магазинах нет в помине. Не нашлось ее и в интернет-маркетах. Приходится покупать в магазинах мужской одежды за немалые деньги. Так, в этом году костюм обошелся всего в 15 тысяч рублей. Повезло, ведь в прошлом, к примеру, отдали за 20… При этом пиджак, без которого на линейку 1 сентября почему-то не пускают, весь остальной год будет висеть в шкафу, а брюки, которые нельзя заменить на практичные джинсы, уже к концу года, поверьте мне, превратятся в лохмотья. А если линейку из-за ковида отменят, пиджак вообще не пригодится?!!

Когда моя дочь пошла в школу, помню, наша завуч объясняла, какого цвета форма нужна. И вдруг сказала: вот, мол, конечно, мы-то можем в школе каждый день наряды менять, а дети – нет, как жаль, как жаль…

Но если жаль, если вы все понимаете, тогда зачем?!

Репетиторы

Тут, конечно, все у всех по-разному. В некоторых школах по-прежнему считают, что репетиторы – это, так сказать, «зло и вред». В других, уточняя, с сожалением говорят: все же репетитор по английскому – единственный, кто действительно необходим. А вот в третьих – прямо заявляют родителям: ваш ребенок не справляется, нанимайте репетитора!

И вот этот последний случай и бесит больше всего. Зачем тогда вообще нужен учитель? Чтобы заявить, что педагог не справляется со своими прямыми обязанностями и умывает руки?!

«Помню, как ненавидела это колючее унылое платье и неудобные фартуки, белые манжетики и воротнички... Это сейчас советская форма – предмет культа, тогда, хорошо помню, повсеместно отношение к ней было иным. А нынче, посмотрите – у каждой школы свой Устав, а там поголовно прописана цветовая гамма и очень строгий надзор за внешним видом учеников».

Причем зачастую это даже не связано с желанием самого учителя заработать. Отнюдь – такие педагоги обычно не предлагают свои услуги. Они просто посылают отстающего ребенка подальше. Разберется – хорошо. Нет – я, мол, предупредил.

Учителя

Это отдельная боль. Увы, но у меня сложилось стойкое впечатление: учителя наших детей не понимают, не уважают и вообще, похоже, считают досадной помехой.

У моей знакомой Елены – двое детей. Одной девочке повезло с классной, а другой – увы. Пожилая уже дама, воспитавшая не одно поколение первоклашек, похоже, даже не слышала никогда о корректности и уважении. Нет, дочь моей знакомой она лично не обижает, но общая обстановка в классе действует на ребенка настолько угнетающе, что девочка ходит в школу буквально через силу.

Нужен пример? Пожалуйста. Есть у них в классе армянский мальчик, полноватый, затюканный и не очень любимый однокашниками. Судя по всему, дома обстановка тоже не очень и родители допускают рукоприкладство! Что делает учитель, когда видит затрещину на щеке у ребенка? Нет, не вызывает полицию, не идет к школьному психологу. Она говорит: «Ты дурак и получил по заслугам». Дочь Елены вернулась после этого домой в слезах: «Мне было его так жалко», – рассказывала она матери.

Или другой случай. Тот самый сын Марии, которому не могут найти школьную форму решил проколоть себе ухо. Мария, изучив школьный устав и не найдя там прямого запрета на подобные действия, разрешила сыну вставить в ухо маленький пусет-«гвоздик». Вскоре ее вызывает директор школы и требует прекратить это безобразие, мотивируя это тем, что серьга в ухе мальчика – первый шаг к гомосексуальности!

Но, видимо, этот аргумент самой директрисе показался недостаточно убедительным, и заслуженная и не обделенная регалиями дама в весьма недружелюбной форме предположила, что и отец у мальчика (к слову, кадровый военный) и сам имеет странные наклонности.

«Хорошо, что школа была закрыта, когда я рассказала об этом мужу. Он у меня вспыльчивый, не знаю, что он сделал бы», – делится Мария.

Мне сложно судить, как серьга в ухе противоречит тому, что ребенок, растущий в традиционной гетеросексуальной семье, вдруг перестанет усваивать семейные ценности. Но робко могу предположить, что подобные обвинения, выдвигаемые уважаемым в обществе человеком, вряд ли станут для подростка дополнительным мотивом уважать и самого этого человека, и то общество, которое он представляет.

Кстати, серьгу парень сам снял через пару месяцев. Надоело, наигрался.

Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития.Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития.

Еще примеры? Сколько угодно. Вот, в классе моей дочери была учительница, которая приходила на уроки с огромной линейкой и, если ребенок не знал урок, страшно била по столу. Все попытки родителей поменять такого учителя упирались в стену равнодушия школьной администрации... 

Система

Возможно, вам покажется, что все эти случаи и претензии – лишь частные истории, которые обычно не выходят за ворота школы. Но мне почему-то кажется, что все это закономерное проявление сложившейся системы образования, которая, увы, почему-то совершенно не заинтересована в самих детях.

Особо меня впечатлил один разговор с директором школы, в которой учится моя дочь.

Дело в том, что в седьмом классе у них начиналась так называемая «специализация», углубленное изучение каких-то предметов. И я, честно признаюсь, искренне не понимаю, как 13-летний человек может определить, чем он будет дальше заниматься в жизни? А ведь сделанный наугад выбор часто разрушает сложившиеся и дружные коллективы. Да в любом случае – уже сейчас разрушает, ведь все, по определению, не будут учить одни и те же предметы.

И на мой вопрос, как быть подросткам, у которых, ведущий тип деятельности – обычное общение, мне тогда ответили: «А вы сами-то поддерживаете отношения с вашими школьными друзьями? Не поддавайтесь, это дети вами манипулируют».

Что ответить на это? Я и сейчас поддерживаю отношения со школьной подругой. И очень дорожу ими. А «ведущий тип деятельности» – это понятие психологии, а не просто болтовня на лавочке...

Анастасия Метельникова, мать двух хабаровских школьников