Думают ли в Хабаровске о доступной среде для инвалидов
Наталья Коваленко катит коляску своего ребенка по платформе вокзала. Их провожает родственник. В его руках самодельное деревянное устройство – подобие пандуса. По нему мама и ребенок поднимутся в вагон. А ведь, по идее, на всех железнодорожных станциях должны быть такие приспособления, даже лучше!
Увы, это не единственная проблема сегодня путешествующих семей с детьми-инвалидами. Как решатся проблемы транспортной доступности в регионе – нам рассказали эксперты.
В поисках пути
Наталья Коваленко – председатель ванинского отделения ВОРДИ (Всероссийской организации родителей детей-инвалидов), юрист, а главное – мама троих детей. Ее младший сын Матвей передвигается на инвалидной коляске. Вдвоем им часто нужно ездить на реабилитацию в другие города. И каждый раз путешествие, увы, обещает быть небезопасным.
Например, обратим внимание на базовые потребности. В федеральном законодательстве не указано, что туалетами около спецкупе могут пользоваться только люди с инвалидностью, в них заходят все пассажиры. А ведь сейчас гигиенические процедуры особенным детям произвести там практически невозможно!
– Мы ездим на реабилитацию и летаем на самолетах. И совгаванский поезд не совпадает по расписанию с вылетом самолета в Москву. Приходится для пересадки останавливаться в Хабаровске. При этом самая ближайшая к аэропорту гостиница – «Аэрополис». Но, к сожалению, она совершенно не соответствует требованиям доступной среды – номера, здание внутри, парковка... Поэтому мы ее не выбираем, – рассказывает Наталья.
Паромная переправа Ванино – Холмск, по словам Натальи, тоже совсем не приспособлена для того, чтобы ей пользовались люди с инвалидностью. Здесь нужно проявить изобретательность, чтобы не получить травму. Возможно, что-то изменится после реконструкции? Однако, по сообщениям ряда СМИ, сдача второго парома после реконструкции пока «сдвинулась» на 2023 год.
К рассказу коллеги присоединяется Александр Батлук, глава отделения ВОРДИ Приморского края. Жителя Владивостока также не устраивает транспортная доступность вокзала приморской столицы. Историческое здание давно не модернизировалось, поэтому кассы к поездам дальнего следования расположены на самом нижнем этаже. А до него инвалидам просто не добраться – нет лифта и подъемника. А еще служба сопровождения, судя по опыту Батлука, просто не реагирует на онлайн-заявки от мам с детьми-инвалидами. Приходится пользоваться платными услугами спецтакси.
Что касается нашего Хабаровска, то Ирина из Амурска рассказала мне о том, что здесь на вокзале, оказывается, отменили льготу для людей, сопровождающих детей-инвалидов. Теперь за спальное место семьи вынуждены платить полную стоимость. А Татьяна Руденко рассказала про речной вокзал, который, как и в Ванино, тоже недоступен для людей с расширенными потребностями. И кому теперь направлять эти претензии?
Прокурор бдит
Ответ на этот вопрос есть. Связующим звеном между государством и родителями может стать региональное отделение ВОРДИ Хабаровского края. Здесь, к слову, координируют работу и остальных отделений на Дальнем Востоке. Об этом нам рассказал его председатель Дмитрий Коломийцев.
Если раньше с проблемами дальневосточные родители обращались в территориальные транспортные прокуратуры и ждали от них ответа порой по три месяца, то теперь такие обращения можно подать в ВОРДИ. Казалось бы, зачем еще одно передаточное звено в этой цепочке жалоб? Однако ВОРДИ подписала специальное соглашение о сотрудничестве с дальневосточной транспортной прокуратурой. Говорят, что все вопросы будут решаться быстрее.
– Прокуратура является надзорным органом, а родители – экспертами в вопросах жизнеустройства людей с инвалидностью. И без мнения целевой группы любую проблему в этой сфере нельзя решить эффективно. Для этого и подписывается соглашение, чтобы быть в прямом контакте. В частности, члены нашей организации будут выезжать с прокурорами на места проверки, – рассказал Коломийцев.
Он лично встретился с дальневосточным транспортным прокурором Александром Ворониным. Это произошло в региональном ресурсном центре для детей с РАС и ТМНР (расстройством аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития). Прокурор выслушал просьбы и жалобы родителей на транспортную инфраструктуру. Пообещал, что все претензии будут детально рассмотрены.
– Меня обрадовало, что сразу после встречи подошла помощница прокурора, взяла мои контактные данные, попросила детально прописать проблемы, сбросить ей это на электронный адрес. Мое обращение берется на личный контроль прокурора. Хочется верить, что это означает, что наши проблемы наконец-то будут до конца разрешены, – говорит Александр Батлук.
Есть контакт!
Несмотря на минусы в организации доступной среды в регионе, есть, конечно, и позитивные результаты в этой сфере. Так, как раз при содействии дальневосточного транспортного прокурора не так давно был ликвидирован бордюр на вокзале в Биробиджане. Дело в том, что этот злополучный бордюр не позволял колясочникам свободно проехать на вокзал.
Потом на острове Сахалин, во время личного приема, к Александру Воронину обратились с просьбой привести в приемлемое состояние один из переходов через железнодорожные пути. Прокурор сам сходил туда, затем встретился с представителями РЖД и, спустя трое суток, переход привели в нормативное состояние. Хотя иногда, если понимания нет, прокуратуре приходится судиться с ответственными органами, тогда исправление недоработок и недочетов занимает больше времени.
– Все мои сотрудники ведут личный прием. Обращайтесь в территориальную транспортную прокуратуру, вас обязательно примут. Если не примут, то это ЧП, обращайтесь ко мне, – заверил Александр Воронин.
В целом эксперты отмечают, что в Хабаровске в последнее время заметно развитие доступной среды. Например, не так давно ее организовали возле городского ДК. Однако, по словам Дмитрия Коломийцева, по-прежнему, когда в краевой столице проектируются многие объекты, то на этом этапе не приглашают экспертную целевую группу, чтобы обсудить уровень доступной среды.
В итоге семей инвалидов сохраняется много вопросов. К примеру, сейчас под контролем мэрии реконструируется дорога-дублер возле хабаровского центра для детей РАС и ТМНР. Но как это сделать правильно – у представителей центра даже не спросили. Будут ли здесь удобные спуски, регулируемый пешеходный переход? Надеемся, что ответ на эти и другие вопросы будет положительным...
Елена Барабанова.