Рубрика: Бизнес

150 лет: Хабаровский речной торговый порт 

Глава 2 

Кадры, которые решают 

Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают всё». Не будет у нас таких кадров – будем хромать на обе ноги.Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают всё». Не будет у нас таких кадров – будем хромать на обе ноги.
 (И.В.Сталин, 1935 г.)

Возможно, покажется любопытным тот факт, что жизнь Иосифа Виссарионовича (1878-1953 гг.) занимала ровно первую половину 150-летней истории Хабаровского речного торгового порта. Так уж совпало. Но сегодня нам интересно другое: насколько актуальны его заветы проявлять заботу о «больших и малых» работниках, выращивать их, помогать им, поощрять, когда они показывают успехи, выдвигать вперед, в общем – ценить людей, ценить кадры?      

…Саша Белый родился 9 ноября 1948 года в глухой деревне Таборово, Красноармейский  район Приморья, в многодетной семье. Учился в интернате. Ханихезский леспромхоз их кормил, поил, всё бесплатно. Хорошее снабжение, хорошие учителя. Вот жизнь была – умирать не надо! Правда, из тайги заходили тигры, а река Иман стала Большой Уссуркой, когда после конфликта на Даманском всё китайское на картах переиначили на русское.  

- После школы я поступил учеником моториста в Хабаровский речной порт. Почему? А всегда тянуло к воде! Меня выучили, оформили мотористом на БСТ-5. Это бункеровочная станция, с горючим ходила, бункеровала, то есть заправляла суда. Затем танки, или баки, вырезали и сделали из станции как бы цех, который вошел в реммехмастерские Отстойно-ремонтного пункта (ОРП), где порт всегда ремонтировал весь свой флот. 

Александр Филиппович Белый стоит на палубе той БСТ, уже постаревшей, как и он сам, но всё еще в строю, перебирает страницы своей жизни.  

Отсюда в 1967 году его призвали, опять ближе к воде, в подводники. Отбирали строго: садили в барокамеру, нагнетали давление до 10 атмосфер. Пошла кровь из носа или ушей - стучи в стенку. Врачи сразу браковали. Охотно зачисляли на подлодки сибиряков,  дальневосточников, с деревень, кто рос на молоке и сметане – они поздоровее. А москвичей не было ни хрена! Не брали. 

- В Хабаровске все три годы службы меня ждала девушка. Дождалась. Полгода завод Кирова, освоил специальность сварщика. И – вернулся в порт, там сварщики требовались позарез. Попутно поступил в Новосибирский институт водного транспорта в 1976-м, на эксплуатацию флота. Учился заочно, трудился, воспитывал двух сыновей. Дали диплом – стал старшим мастером. Голова и руки работали, оценили (смеется), и в 1982-м я был назначен начальником ОРП.  

Затем грянула перестройка, а 1 июля 1992 года Указом президента РФ № 721 государственный «Хабаровский речной порт», частный при своем создании 26 октября 1872 года, был приватизирован. В святцы истории вписали новое имя: акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт».

Выделение Хабаровского речного порта из состава Амурского речного пароходства, считаю, было ошибкой. Во-первых, выжить в одиночестве гораздо сложнее. Во-вторых, оказался разорван технологический процесс, и возникла нездоровая конкуренция между пароходством и портом. Виктор Кузьмич Шакин, генеральный директор ХРТП.
(из газет 1997 г.) 

- Непонятное настало время – приватизация. Всё бурлило! Во-о-от такие (рисует руками квадрат) ребята приходили, у Шакина в кабинете сидели, требовали денег, наличных. «Не даете – отбираем у вас механизмы, машины, которые стоят в гараже…» 

Порт всегда зависел от промышленности, стройиндустрии. Упала в 1993-1995 годах в крае экономика – порт тоже затих. Объемы перевозок и погрузработ в 96-м, в сравнении с годом до приватизации, упали в девятнадцать (!) раз, втрое сократилось число работников. В ноябре по окончании навигации весь плавсостав, часть докеров-механизаторов, много других приказом отправили в «административный» отпуск. Отдыхать. Но ни забастовки, ни голодовки в порту не случилось, хотя пришлось очень туго.  

Люди всё понимали, искали выходы. Что делали? Работали на подряде. Допустим, где сейчас «Броско-молл», тогда стояла база рыбаков. Деньги у них еще водились – рыбой торговали, вот к ним шли в наём: меняли днища, ремонтировали их суда. Калымили после работы, как частники. Кто-то уезжал на север, кто в городе искал подработку, на вечера и выходные. Так содержали свои семьи.

- Помню, зарплату восемь месяцев не платили. Наконец, где-то деньги нашли, выдали. Я домой принес жене целый целлофановый мешок. Высыпал пачки на стол, считать - рубли, тройки, пятерки, за все восемь месяцев. Но дело уже шло к дефолту, и разом мой «мешок» обесценился – обернулся в тыкву…

- Лихая нам досталась доля! – Сергей Владимирович Евдокимов, заместитель главного инженера порта по ремонту флота и механизации, заразительно хохотнул: – Зарплату давали колбасой! Супруга была бухгалтером, ей приносили чеки из нашего урсовского магазина, сколько там взяли колбасы, и она вычитала долг из ведомости. Как-то нам заплатили живым гусем, и мы его съели на Рождество.   

Речной порт – вся биографии Евдокимова: дом на «Маяке», по-соседству, как и 43-я школа, откуда он пришел на участок «Ветка» учеником слесаря (как же правильно тогда  специальность называлась?) по ремонту электропогрузчиков. Потом его взяли в бригаду докеров, 25 человек, разные возраста, но все друг за друга. Осенью проводили в армию. 

Служил в спецназе (тут без подробностей). После дембеля всем портом назад встретили. Попросился на плавучий кран. 

Чтобы попасть туда, пришлось, как он выразился, каторжно поработать. Ценной оказалась  профессия, но рисковой. Это вам не крановщик портального крана (там причал, докеры, охрана), даже не капитан судна. Машинист плавкрана работает самостоятельно, далеко от порта, подчас в «диких» условиях: деревни и склады на берегах, базы геологов, заставы, а главное - всегда на воде. То есть ка-а-аждую секунду во внимании!

- Я за всю жизнь лишь два крана поменял, не люблю бегать туда-сюда. Сделаешь ремонт, обустроишься, и всю навигацию там живешь. «Экипаж коммунистического труда» было на кабине написано. А тут вдруг приватизация, и участок «Покровка», где я работал, пароходство при делёжке из порта «изъяло». Заодно и меня вместе с плавкраном.          

 Глава администрации края В.И.Ишаев подписал постановление «О реструктуризации задолженности ОАО «Хабаровский речной торговый порт». Решено согласиться с предложением акционеров о передаче в собственность края имущества порта в счет погашения долгов  по платежам в бюджеты Хабаровского края и г. Хабаровска. 
(из газет 1999 г.) 

 Пройденный путь «Хабаровского речного торгового порта» можно измерять пятилеткой,  юбилеем, общественно-экономическим строем. Но лучшая мера - директор предприятия. Люди помнят место своей работы, прежде всего, по руководящим кадрам. 

«Не дай Бог жить в эпоху перемен!» - прав был китайский мудрец Конфуций. Увы, эпохи работники порта не выбирали, они в них просто жили. А в связи с приходом перестройки, гласности и демократии они выбрали себе руководство. В.К.Шакин и Н.Ф.Матвиенко, генеральные директора, стояли у штурвала порта в самый непростой период новейшей истории России. 

- Виктору Кузьмичу Шакину я благодарен, что не дал разорить порт, не поддался в лихие девяностые на угрозы бандитов. Он был коммунист, как и Николай Федорович Матвиенко, избранный генеральным в 1999 году, когда наше предприятие было на грани банкротства, - говорит Сергей Евдокимов. – 

На общем собрании коллектива, где за него отдали 70 процентов голосов, Матвиенко тоже предупредил: «Порт раздербанить никому не дам - только через мой труп!» 

Тогда вместо крепких ребят с цепями на шее директора пытали на прочность некоторые акционеры. Предприятие хотели разделить на части скупившие крупные пакеты акций москвичи, камчадалы, сахалинцы, кое-кто помельче из портовских.  Каждый из них хотел стать удельным князьком на отдельном участке. «Ветка», «Красная речка», «Покровка», добыча песка, даже баржу-вертушку, что ходила на Китай, – всё спешили рассовать по своим карманам.

Такая «прихватизация» обернулась крахом речных портов Благовещенска, Николаевска и Комсомольска-на-Амуре. Хабаровск свой суверенитет и целостность отстоял. 

- Сегодня, когда уже 14 лет генеральным директором Юрий Павлович Обухов, у нас всё в одном порту, в общем кармане. Мы занимаемся всем, что заказывают: и песком, и лесом, и северным завозом. Работает собственный флот, у нас немало надежных клиентов, таких как «Полиметалл» или «НГК-Ресурс». Китайцы через речку настраиваются работать на Транссиб, для этого построили порт в Фуюане. Мы обоснованно имеем большие надежды на Китай, - заявляет зам. главного инженера порта по ремонту флота и механизации.  

Сергей Владимирович Евдокимов по должности курирует Отстойно-ремонтный пункт, а потому кабинет, точнее сказать, каюту размером с носовой платок, устроил себе прямо на плавмастерской. Ближе к производству. Рядом, в такой же тесной каютке, беседую с  начальником ОРП Белым: 

- Весь коллектив - тридцать человек: электрики, слесаря, основная категория - сварщики, их у нас 13 человек. Плотника специально не держим, команда такие работы своими руками делает. Токарь-универсал Евгений Куленеков обслуживает три токарных станка, а также фрезерный и строгальный. Из новостей: сегодня ночью родилась девочка, вес 3300, у бригадира электросварщиков Максима Зубарева. Все эти специалисты и обеспечивают судовой ремонт – качественно и вовремя.  

Трудовые успехи – это хорошо, а есть ли проблемы? «Конечно, имеются, - вздыхает Александр Филиппович. - Кадры, те самые, что решают…» 

Говорит, последние годы учебные заведения ударно выпускали экономистов, менеджеров, юристов. А они теперь на фиг кому нужны! Рабочие профессии где? Правда, недавно кинулись, возродили в Артзатоне профтехучилище № 5, матросов, мотористов, плотников  готовят, чтобы привлечь, красивую морскую форму выдают. Прислали оттуда десять  практикантов, на морское судно «Восток». Из них только один пришел работать в ОРП. 

Знакомлюсь: Владислав Санников. Спрашиваю: а где же твои товарищи? Усмехнулся: грузчики, ящики в алкомаркетах таскают! Вспоминает, как осваивали в училище профессию: 

- Прикольно! Изначально говорили (кого-то передразнивает), аргоном будете варить… На самом деле дали только электродуговую. Практики должно быть 72 часа сварочных работ, из них нам дали 22 часа, из которых 14 всего варили. Точнее, просто электроды жгли, больше стояли и ждали. А чего ждали, я так и не понял…

Короче, прочитал Владислав в интернете, что в речном торговом порту за прошлый год среднемесячная зарплата была 

76 тысяч рублей, устроился в ОРП, сварщиком  третьего разряда. Улыбается, как бы извиняясь: «Сварка мне изначально была интересна…»   

- Сегодня у меня на флоте процентов сорок пенсионеров, молодежи нет. Кажется, агента ЦРУ быстрее найти, чем сварщика или токаря, на вес золота! Конечно, пока держимся. Но что будет дальше с кадрами, где их возьмем? Не задавайте мне этот вопрос, ответа я не знаю, - глядя в иллюминатор, качает седой головой Александр Филиппович Белый. 

Станислав Глухов, член Союза писателей России