Блогер на «Жигулях» заехал в Хабаровск

У северных ворот парка на набережной на удивление прохожим и водителям стоит ярко-зеленая «копейка». Кто-то из мимо проходящих, наверное, и не видел никогда такого чуда советского автопрома. И не скажешь, что перед тем, как попасть в Хабаровск, она прошла больше десяти с половиной тысяч километров.

Хозяин ВАЗ 2101 стоит рядом. Косая сажень в плечах, рост под метр девяносто, наверное, с трудом помещается на водительском сиденье небольшого авто. Зовут его Степан Романчев. Ему 31 год. Он блогер из Мурманска, а теперь еще и автопутешественник, проехавший на раритетном авто практически всю Россию.

– Идея родилась года два назад, – рассказывает Степан. – Это я из какого-то путешествия возвращался и увидел, как кто-то едет на старых «Жигулях». Подумал – было бы круто взять такие «Жигули», подготовить и проехать через всю Россию. Это испытание и для себя, и для автомобиля, и, в конце концов, прикольное путешествие. Купил ее совершенно случайно на «Авито». Меня вот прям подкупил ее цвет, вид, и я подумал – это то, что нужно. За 38 тысяч рублей. Какой у нее пробег, никто не знает. Там на одометре у нее максимум 99 тысяч. Вот у меня уже перебежало за пятьдесят. Никто не знает, какой круг она делает – второй, третий, но точно не первый!

У Степана эта «копейка» – первая из советских автомобилей, хотя с российским автопромом знаком. Но когда сел за руль «Жигулей», был небольшой стресс. Никаких систем безопасности здесь нет. Полагаться можно только на себя. Из плюсов – на авто стоит родной, еще фиатовский, двигатель. Говорят – очень надежный.

Бывает, стою где-нибудь, люди подходят, предлагают воды или другую помощь… Злых людей я не встречал! Самые злодеи – это те, кто на трассе ночью китайским ксеноном прям в глаза светят».Бывает, стою где-нибудь, люди подходят, предлагают воды или другую помощь… Злых людей я не встречал! Самые злодеи – это те, кто на трассе ночью китайским ксеноном прям в глаза светят».

– Тьфу-тьфу-тьфу, – улыбается путешественник. – Все хорошо с двигателем. Но в принципе, автомобиль к путешествию готовился. Очень серьезный подход был к нему. Разбирался двигатель, менялись все прокладки, все резинки. Менялись кольца на поршнях, маслосъемные колпачки заменили. Новый карбюратор установлен, новое зажигание, новый бензонасос. Кое-какие новые датчики стоят, моторчики дворников новые стоят, но никакого тюнинга нет. Машина очень близка к стоку. Вот карбюратор стоит от 2107, потому что родной уже не найти, и зажигание бесконтактное, оно менее проблемное. Ну и сиденья от «Опеля», но я с ними уже покупал.

– Трудно было запчасти находить?

– Вообще, – вздыхает блогер. – Самое трудное – это вот эти вот болтики (показывает на стеклоочистители), я их нашел, заказывал, потому что их у нас нигде не было, и они у меня сгнили через неделю. И знакомые ребята из гаража мне их перекрутили, и вот пока держатся. А так очень много запчастей оригинальных. Вот щетки еще СССР, хром, прочие. Мне на самом деле очень повезло. Я когда готовил машину, мне написал мужчина: «Отдам запчасти на ВАЗ 2101 или выкину». Ну, воспользовался моментом –съездил, забрал.

А вот самого главного шильдика – «ВАЗ» на решетке радиатора нет. Был, но пока машина стояла в автосервисе и готовилась к путешествию, кто-то позаимствовал. А, может, просто отвалился. «Жигуль» куплен прошлой осенью, затем месяца два просто стоял. А потом основная машина сломалась, встала на ремонт, у блогера появилось больше свободного времени.

Давайте представим весы и на одну чашу положим дискомфорт, который испытываешь в этом авто, а на другую – эмоции, которые испытываешь от этой поездки. И вторая чаша однозначно перевешивает!»

– В трех местах машина ремонтировалась. В одном ремонтировалась электрика, во втором – двигатель, в третьем – «ходовку». В общей сложности месяца три ушло на доводку и еще неделя на обкатку. И в путь.

– А так-то у меня TagazTager, – рассказывает Степан. – Такой большой-большой джип. Пересаживаться с него на «копейку» было сложно. У него 220 сил, полный привод. И у меня посадка на автомобиль очень высокая – он у меня лифтованный. Автомат. Если сравнивать с «Жигулями», получается, что на «Тайгере» я сижу чуть-чуть ниже, чем тут крыша. Когда сюда сел, был просто в шоке. По паспорту – 59 сил. Но думаю, сейчас осталось еще меньше. Там газ нажал, и уже где-то за горизонтом, здесь пока первую, вторую, третью передачу переключишь… Ну, в принципе, привык. Хватает. Я быстро не еду, где-то 80 км в час по трассе, иногда с горки до сотни разгоняюсь. Больше нет смысла – рыскать начинает. Она узкая, не соблюдены формулы развесовки. У меня багажник перегружен чуть-чуть. Задняя часть машины просела. 

Когда я просто в машину сел, то понял – путь предстоит нелегкий. Машина не самая комфортная. Мне с моим ростом и весом прям неудобно. Перед поездкой пришлось скидывать вес. Я весил 121 килограмм, а скинул до 114, чтобы мне комфортней было. Самое сложное – это в городе ездить. Постоянный «старт», «стоп», светофоры, если жарко – кондиционера нету. А вот если идешь по трассе, то достаточно комфортно. Форточки открываю, задувает внутрь свежий воздух. Давайте представим весы и на одну чашу положим дискомфорт, который испытываешь в авто, а на другую – эмоции, которые испытываешь от этой поездки. И вторая чаша однозначно перевешивает!

– Это же полный багажник запчастей надо везти?

– Зачем? Эта машина настолько простая, что починить можно в любой деревне. Даже если не разбираешься, что в течение получаса можно вникнуть, что да как.

Тут пошел хабаровский дождь, нам пришлось забраться внутрь. Сразу бросилось в глаза – нет магнитолы. Вместо нее блютус-колонка. И зеркало на лобовом стекле явно не родное.

– Специально не стал магнитолу устанавливать, – объясняет Степан. – В этой машине чем меньше электроники, не предназначенной изначально для установки, тем меньше проблем. Вот еще зеркало поставил, потому что боковые очень маленькие. Мало того, от проходящих мимо фур они просто падают! Да, собственно, от фур у меня даже форточки сами закрываются.

За багажником старой «копейки» осталось 19 городов. Это Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Тверь, Москва, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Асбест, Тюмень, Омск, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Благовещенск, а оттуда уже в двадцатый город – Хабаровск. После оставался всего один пункт, чтобы поставить галочку в проекте: «сделано» – Владивосток.

Вообще, начал путь Степан не один, с товарищем. Вот только по пути тот отказался продолжать путешествие. Это был один из самых сложных этапов пути, когда очень хотелось все бросить.

– Сейчас все время в пути один, – делится Степан. – Но потребность поговорить все равно сохраняется. В конце каждого дня обязательно созваниваюсь с родителями и друзьями. Вообще, человек ко всему привыкает. Мы выехали вдвоем и так доехали до Урала. Потом парень решил вернуться домой, и самый тяжелый день у меня был, когда я ехал из Асбеста в Тюмень. Триста километров. Один. Была какая-то апатия – и так далеко от дома, и все больше удаляюсь. Но когда добрался до Тюмени, очень круто поддержали мои подписчики. И они сказали: «Чел, мы с тобой, езжай дальше!». Я с этой мыслью переспал, успокоился и поехал дальше. Поддержка реально дает силы, чтобы справиться с неприятностями. 

– Я над этим долго думал и пришел к выводу, что путешествовать комфортнее одному. Вот еду один – у меня свой ритм, темп. Никого не жду, не догоняю, ни от кого не завишу. Захотел – остановился, захотел – проехал 300 км без остановки. Хотя, может быть, я себя так успокаиваю? Как-то нагнал под Иркутском велосипедиста из Тулы, он тоже во Владивосток ехал: тоже сказал, что ему одному комфортнее. И все-таки это дело привычки.

Впрочем, иногда Степан встречает помощников в местах, о которых даже не предполагал. Так, в Красноярске получил подарок от незнакомого паренька.

– Он просто мимо проходил. У меня на машине есть QR-код, который ведет на страничку с рассказом о моем путешествии. Паренек отсканировал, прочитал, а потом положил сверху в запаску диодные фонарики и медвежонка – символ Красноярска. Было очень приятно! Люди по маршруту пишут, предлагают встретиться. Вчера ребята пару часов догоняли. Догнали, поговорили, сфоткались, перекусили. Так-то людям интересно. Бывает, стою где-нибудь, люди подходят, предлагают воды или другую помощь… Злых людей я не встречал! Самые злодеи – это те, кто на трассе ночью китайским ксеноном прям в глаза светят. Гаишники останавливают, интересуются, помогают всегда, показывают маршруты, иногда помогают машину завести. Им же тоже любопытно, да и мне интересно с ними поболтать.

Владивосток – конечная точка проекта, но не всего путешествия. Мысли вернуться не на «Жигулях», а уже с комфортом у блогера нет. 

– У ребят, которые за мной наблюдают, такие мысли постоянно, – смеется путешественник. – Они транслируют – давай машину на автовоз и сам на поезд! Но я так думаю, что это получится неполноценное путешествие. Доехать и вернуться – это же солиднее, чем просто доехать? Доехать каждый может, а вернуться – в разы тяжелее!

Хотя планы с накопленной усталостью имеют свойство меняться. Когда Степан был во Владивостоке, первая мысль в его телеграм-канале была такова: «Сжечь этот автомобиль и сесть на самолет». Но усталость прошла, и Степан снова «в седле». Встретите на трассе его «зеленую ракету» – обязательно поддержите! 

Борис Кокурин