Рубрика: Город

150 лет: Хабаровский речной торговый порт 

Глава первая. Грузовой район «Ветка» 

1872 год. Организовано коммерческое судоходное предприятие «Товарищество Амурского пароходства». По береговой полосе Амура, между устьем речки Плюснинки и утесом начали строиться грузовые площадки и деревянные мостки для швартовки судов и производства погрузочно-разгрузочных работ. Так начинался Хабаровский речной торговый порт. (из архива газет)

Если бы ричстакер Sany лет этак на 150 перенести на «машине времени» назад, в военный пост Хабаровку, и поставить на диком берегу Амура – представьте изумление тех, кто строил тогда первые причалы аккурат на месте нынешнего речного торгового порта! Сегодня начальник его грузового района «Ветка» Александр Григорьевич Гончаров подводит меня к этому чуду китайской техники. Недавно был дождь, и мокрый асфальт, как зеркало, отражает красно-черно-желтую раскраску перегружателя. 

В апреле, побывав на «Ветке», министр транспорта и дорожного хозяйства региона Ирина Горбачева сообщила: «В связи с санкционным давлением и закрытием рынков сбыта в западном направлении, в крае ожидается минимум двойное увеличение потока грузов». Генеральный директор речного порта Юрий Обухов заверил, что они смогут нарастить грузооборот даже в три раза: за счет круглосуточного режима работы, расширив контейнерную площадку, а главное – когда приобретут ричстакер, способный перемещать 40-тонные контейнеры. 

Ричстакер (интересно, что сие на английском?) в разобранном виде прибыл в начале июля. Его собрали, испытали, оформили документы. И сейчас он ждал выхода на работу. 

– Грузовой район «Ветка» с 1989 года – это международный речной пункт пропуска. Отсюда экспортно-импортные грузы, кроме Амура, доставляют судами по рекам Уссури и Сунгари. У нас имеются портальные краны, погрузчики, склады и открытые площадки, к причалам подходит железная дорога и автотранспорт, – рассказывает Александр Гончаров.

В таможенной зоне района строгости, вежливые люди в форме: «No photo!» Портальный кран «Кондор», закончив укладывать на причал возле себя большие белые мешки с соей, замер, задумчиво опустив стрелу. Девушка-приемосдатчик, обязательные каска и красный жилет, ведет в планшете записи, усевшись на мягкий мешок. «Big-bag – удобная штука!» 

– Партию нашей сои, ее возят машинами из Гаровки, мы уже недавно отправили в Китай, две тысячи тонн. С мешками big-bag работать удобно. Помню, только с китайцами начали работать, они накидают на баржу мешки или ящики вручную, враскладку, а мы мучились. Объяснялись с ними, и победили, сейчас всё цивилизовано: погрузчик подъедет, стрелой раз – и все дела! 

Пиломатериал, уголь, продукты идут в КНР. А оттуда сейчас везут всё подряд, начиная от риса и камня для могильных памятников до различной техники и металла.

Когда порт приватизировали, и в 1991-м открыли пункт пропуска, начинали с пианино, по мелочам… Потом работа прямо попёрла, круглые сутки! Особенно много шло металла, хорошие объемы у нас покупали. Нашумела история, как два наших коммерсанта на этом сделали бешеные деньги: тысячу тонн металла китайцам продали – и оба себе по трехкомнатной квартире купили. Такие были цены, такие времена. 

Тогда всё в Китай тащили, а теперь из Китая. Тенденция, однако. Вот их трубы привезли, лежат, сталь листовая, там они дешевле. Хотя российское качество лучше. Вон вышка освещения стоит: по словам Гончарова, а он здесь трудится сорок лет, ее ни разу не красили, такой вот металл, раньше-то всё в стране было по ГОСТу. 

Китайцы многое делают из нашего металла: и краны, и технику, вот на Красноярск отправят два погрузчика. В порту работают бульдозеры и грейдеры с маркой «Made in China». Например, делают хорошие башенные краны, строительные, 38 тонн весит, кабина отдельно; по железной дороге дорого доставлять, поэтому в Хабаровск – по реке, а по всей России развозят фурами, недавно отправили на Москву. 

После введения санкций возникли новые логистические цепочки. Грузы из западных регионов страны будут переориентированы в порты Дальнего Востока. «Сделать работу региональных портов максимально удобной и для грузоотправителей, и для получателей грузов», – поставил задачу губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. 

Первомай намечали днем начала навигации-2022. Хабаровский речной торговый порт был полностью готов выполнить контракты с партнерами из Китая. Но случилось, что там ввели дополнительные ограничения из-за вспышки коронавируса. Баржи с углем, уже отправленные в Тунцзян, встали на полпути – они простояли на рейде в Нижне-Ленинском почти две недели. Только 18 мая пошли эти грузы, при этом Фуюань по-прежнему остается недоступным. Портовики получили ковидную подножку прямо на старте навигации. 

– Как-то тихо у причалов, безлюдно… Почему? 

– Оживления ему не видать, блин! – деликатно ругнулся на меня начальник грузового района. – Смотрите: вот один кран работает, второй, на третьем зацеплена техника. На самом деле лишних людей нет. В смену выходят десять докеров-механизаторов, четыре приемосдатчика, завскладом, сменный помощник и инженер, работают по 12 часов, два дня. Грузчиков давно нет – каждый докер на все механизмы имеет «корочки», крановщика, водителя, стропальщика. Универсальный солдат. А вот, кстати, их бригадир!

За рулем подъехавшего к нам вилочного автопогрузчика – плотный человек, улыбка располагающая, крепкое рукопожатие. Поговорили. Мираб Гогиевич Тевдорашвили, сам родом из Грузии, на Дальнем Востоке отслужил срочную, еще в советской армии, в ноябре 1984-го устроился в речной порт. Сначала приемосдатчиком, потом перешел в докеры. Так и прижился коренной грузин на берегу нашего Амура. Родину свою не забывает, летает туда. А недавно его земляки сюда приезжали – китайский башенный кран в порту получали. Такая нынче неожиданная логистика. 

Многие, кто приходит в порт, остаются надолго. Что здесь держит людей? Неплохие зарплаты, всё официально, по-белому, социальный пакет, коллективный договор. Как говорится, КЗоТ всему голова! Отпуск 28 календарных дней, не считая дальневосточных, плюс еще дни и доплаты за ненормированность и особые условия труда. Сварщики и докеры-механизаторы по вредной сетке в 55 лет на пенсию выходят, как Тевдорашвили, – их реформа не коснулась. Где вы еще найдете такое предприятие? 

Износ малой механизации на «Ветке» составляет 100%, а портальных кранов – до 80%. Можете себе представить, насколько востребован профессионализм механиков, докеров, слесарей, сварщиков. Именно они обеспечивают надежную работу кранов и погрузчиков, а значит, и всего порта. Среди них – групповой механик Н.В.Саяпин. (из газет 2006 г.) 

Среди лучших работников грузового района «Ветка» высокие показатели в навигацию показала бригада докеров М.Г.Тевдорашвили. Надежную работу перегрузочной техники обеспечил групповой механик Н.В.Саяпин, которого заслуженно называют мастер «золотые руки». (из газет 2007 г.) 

– Давайте зайдем к Саяпину, – начальник грузового района открывает тяжелую, почему-то вся из металла, дверь с табличкой «Механики». – Надеюсь, он лишнего не наговорит!

– Начальник пошутил – все смеются! – за компьютером круглолицый, лет под пятьдесят, коротко стрижен, охотно подхватывает юмор Гончарова. Встал, представляясь: – Николай Вячеславович, должность – групповой механик по подъемно-транспортным машинам. 

На нём шесть автомобилей, трактора, самоходная техника. Включили еще функции диспетчера и консультанта по выпуску автотранспорта, ответственного по безопасности дорожного движения. Полседьмого с утра приходит, домой в девять вечера. Накладок много, если не распланировать день, люди будут ждать, а надо заполнить журналы, учесть пробег каждой машины, проверить путевки. Просчитать, принять, протабелировать часы на зарплату… Это и есть ненормированный день. 

– Главное, следим за состоянием техники, докеры сломают – мы ремонтируем. Люблю всё делать своими руками. Новый ричстакер, по приказу, тоже передали в мое ведение, – добавил групповой механик со скрытой гордостью. – Слесарь Скотников Алексей имеет на него допуск. Евгений Ковалев и Алексей Черепанов из одного звена, а из другого – Холодов Сергей и Климов Игорь прошли курсы и готовы на нем работать. 

Техника сложная, очень большая, габариты надо почувствовать руками. Управляется же эта 70-тонная махина лишь маленьким джойстиком – одновременно и рулишь, и ведешь, и смотришь на камеры. А в голове: как правильно обогнать, как подъехать к штабелю, как подать на него контейнер в сорок тонн, висящий у тебя на 15-метровой стреле. Высшая математика!

– Отметьте: завтра, 28 июля, перегрузчик Sany впервые выходит, точнее, выезжает на работу – в таможенную зону. – Саяпин вновь улыбнулся: – Кажется, лишнего не сказал? 

Станислав Глухов, член Союза писателей России