Как сегодня вывозят мусор в частном секторе
Первый шок прошел, и ажиотаж вокруг мусорной реформы, кажется, начинает стихать.
Региональный оператор в Хабаровске уже наладил ежедневный вывоз отходов в кварталах с многоквартирными домами. Теперь работа «Хабавтотранс ДВ» сосредоточена в частном секторе краевой столице. Инспекцию по местам сбора пакетированного мусора на прошлой неделе в Железнодорожном районе провели представители исполнительной и законодательной власти, активисты.
Стоит напомнить, что с вывозом мусора в частном секторе Хабаровска проблемы были всегда. Контейнерные площадки превращались в дурно пахнущие горы всего за несколько дней после их расчистки. Желающие сэкономить на вывозе отходов организации и жители краевого центра не считали зазорным подкинуть свои мешки в контейнеры. Чтобы это прекратить, в свое время было решено перейти на пакетированный сбор. Стационарные мусорные площадки начали демонтировать в частном секторе в 2018 году. Но сейчас, с приходом регионального оператора, их планируют вернуть.
Из краевого бюджета Хабаровску выделено 30 млн рублей, на эти средства можно приобрести около 1400 евроконтейнеров. В районе имени Лазо «Хабавтотранс ДВ» изыскал собственные средства и установил 300 таких контейнеров.
- С июля у нас появились проблемы с вывозом мусора, - говорит Леонид Панкратов, живущий на улице Поселковая. - Мы здесь уже больше десятка лет живем. Раньше были контейнерные площадки, но их заваливали мусором, и редко вывозили его. Вонь, крысы, летающие пакеты – весь набор. Потом перешли на желтые мешки от «Спецавтохозяйства», ничего, удобно – купили мешок, все в него набили, пару раз в неделю вывезли. Но сейчас вот я с вахты вернулся семь дней назад, смотрю – во дворе куча пакетов! Спрашиваю жену: что это, она говорит – не вывозят, что-то там меняется, непонятки какие-то... Сегодня вот увидел мусоровоз – вышел, попросил забрать все, что накопилось. Если будут контейнерные площадки – будет неплохо, если их станут регулярно вывозить.
Вернуть контейнерные площадки в частном секторе предлагает руководство регионального оператора по вывозу мусора. В компании «Хабавтотранс ДВ» говорят, что в территориальной схеме в городе сейчас порядка 11 тысяч точек пакетного сбора. И каждый день приезжать за мусором в частный сектор очень сложно. Но если оборудовать централизованный сбор, установить контейнеры – ежедневный вывоз, как положено летом по санитарно-эпидемиологическим правилам, станет реальным.
- Обустройство контейнерных площадок входит в полномочия муниципалитетов, — говорит Александр Корчагин, руководитель управления контроля компании «Хабавтотранс ДВ». - Но сначала нужно провести работу совместно со специалистами районных комитетов, изучить маршруты людей, чтобы понять – где им удобно выкидывать мусор, и где нам будет удобно его забирать. За нелегалами, которые норовят привезти свой мусор на чужую контейнерную площадку, можно следить с помощью камер видеонаблюдения, и штрафовать их. Опыт показывает, что спустя полгода все налаживается.
Реформа в сфере обращения с ТКО – одна из составляющих нацпроекта «Экология», который реализуется и в Хабаровском крае.
- Что касается приобретения новых контейнеров... Тут обязательно нужно ставить евроконтейнеры, потому что современные «Мерседесы» и «Сканиа» работают только с такими, железные советские они просто не могут ухватить. Да, иногда регоператор приобретает новые контейнеры за свой счет и передает, например, сельскому поселению, у которого нет бюджета на их приобретение. Естественно, за счет увеличения тарифа на вывоз мусора. Но в Хабаровске мы контейнеры в тариф не закладывали, - объясняет Александр Корчагин.
Сейчас специалисты районных комитетов ЖКХ администрации города работают с регоператором в тесной связке, координируя, где есть проблемы с накоплением отходов.
Но выражают сомнение в необходимости возвращения контейнерных площадок в частный сектор. Ведь закон не возражает против пакетного сбора отходов. А восстановить почти 80 контейнерных площадок довольно сложно и накладно – нужно определить места, забетонировать площадку (ведь по СанПиНу ставить контейнеры на землю нельзя) и потом на этой площадке разместить баки.
Однако краевой депутат Наталья Коваленко полагает, что от практики сбора пакетированного мусора все же надо отходить. Пищевые отходы, оставленные в пакетах, привлекают бездомных животных и грызунов, как результат - образуются стаи бродячих собак, плодятся крысы и мыши.
- Безопасность прохожих, детей, идущих в школу, напрямую связана с локацией сбора пакетированных отходов, - указала Наталья Коваленко.
Так что работа по возвращению контейнеров в частный сектор уже проводится, определены места, с которыми можно работать. Итоговое заключение даст Роспотребнадзор, после этого контейнерные площадки будут оборудованы.
- Сейчас региональный оператор постепенно входит в нормальный режим работы, — говорит Дарий Тюрин, министр ЖКХ Хабаровского края. - В первые три дня его работы на горячую линию поступило около 800 обращений о проблемах с мусором, теперь в день - не более 30. Проблемы возникли из-за так называемого «серого», неучтенного мусора. У регоператора была территориальная схема накопления отходов, на ней не было отмечено порядка 300 контейнерных площадок. Получается, на них мусор привозили все, кому не лень – магазины, физические лица. И отходы с них вывозились не на полигон, а куда-то в ближайший лесок!
По словам министра, одной из важных целей идущей реформы является выявление всего этого «серого» мусора. Сегодня согласно ФЗ-89 вывозить отходы может только регоператор. Только его машины едут на действующий лицензированный полигон. И если раньше туда привозили порядка 200 тонн мусора в сутки, то сейчас эта цифра выросла почти вдвое.
- Мое личное мнение – нужно все же вернуть контейнерные площадки, - считает Дарий Тюрин. - Что мы для этого делаем? Сейчас городом проводится полная инвентаризация мест, где раньше стояли контейнерные площадки. Губернатор принял решение о выделении З0 миллионов рублей из регионального бюджета - для помощи Хабаровску на приобретение евроконтейнеров. На эту сумму можно приобрести порядка 1400 современных пластиковых баков. Ведь сейчас большинство контейнеров стоят открытые.
- Сейчас идут дискуссии о плотности отходов, нормативов, и так далее. По нормативу хабаровчанин в месяц производит порядка 22 килограммов бытовых отходов. Если бы у нас контейнеры были закрытые, на эту тему можно было бы дискутировать. Потому что после дождя плотность отходов зашкаливает за все мыслимые пределы. Если баки будут закрыты крышками, мы можем, в принципе, пересмотреть норматив, сделать новый расчет его в течение года, зимой и летом, весной и осенью, сделать замер норматива, с учетом того, что мусор будет сухой, и это будут уже другие цифры, - считает министр.
Поддержал министра и член Народного совета при губернаторе Никита Божок.
Узнать, когда спецмашина приедет на вашу улицу, можно на сайте регоператора, в телеграм-канале компании «Хабавтотранс ДВ» или по телефону (4212) 45-55-00.
- Сегодня очевидно, что частному сектору нужны контейнерные площадки! Чтобы они появлялись, нужно жителям самим включаться в процесс. Есть такой инструмент, как ТСН – товарищество собственников недвижимости, - объясняет активист. - За счет членских и целевых взносов решаются многие вопросы, в том числе приобретения контейнеров. Нужно обратиться в администрацию района для согласования места и оборудования таких площадок. Важный момент - это контроль содержания мест сбора отходов, и, прежде всего, со стороны самих граждан, а также системы видеонаблюдения. Необходимо ограничивать доступ на контейнерные площадки, делать их под ключ, огораживать, чтобы выбрасывали мусор только те, кто платит. Есть опыт работы административных комиссий, которые выписывают штрафы за несанкционированный сброс отходов.
Что ж, как увидели сами участники рейда, сейчас машины регоператора вывозят практически весь мусор, который выставляют жители многоквартирных домов и частного сектора. Холодильники, электроплиты, шкафы, сухие ветки – все, кроме строительных отходов. В частном секторе вывоз осуществляют по плавающим графикам – пока раз в неделю. Узнать, когда спецмашина приедет на вашу улицу, можно на сайте регоператора, в телеграм-канале компании «Хабавтотранс ДВ» или по телефону (4212) 45-55-00.
Мария Полякова