Рубрика: Экономика

Как живут хабаровские предприятия под санкциями 

В условиях беспрецедентных западных санкций вопросы импортозамещения выходят на первый план. Понятно, что полностью отказаться от зарубежного сырья, механизмов и продуктов невозможно. Но что делать, если на производственной линии вышла из строя деталь, а купить и привезти запчасть через третьи страны очень долго, сложно и дорого? В Хабаровске эту проблему предприятиям помогает решить компания «ПромМаш».

Эта компания открыла цех механической обработки в 2018 году. Тогда, можно сказать, вопросы санкций еще сравнительно мало занимали местных производителей. Просто для ремонта двигателей внутреннего сгорания на горнодобывающую и строительную технику (это основное направление деятельности предприятия) понадобилось изготовить некоторые детали, не заказывая их на стороне. Когда хабаровчане закрыли внутренние потребности компании, поняли, что дело прибыльное - надо расширяться! 

Для этого в 2019-м приобрели три немецких токарно-фрезеровочных центра. Подобные станки с программным управлением безостановочно трудятся сегодня на заводе «Дальэнергомаш». Сейчас «ПромМаш» выполняет розничных заказы на изготовление необходимых для производства запчастей. В числе клиентов – РЖД и пивоваренная компания «Балтика».

- Для «Балтики» мы с прошлого года разрабатывали деталь, - рассказывает  главный инженер-конструктор предприятия Александр Головцов. - У них на установке розлива для открытия/закрытия пресс-форм сломалась каретка. Ее приобретали где-то за рубежом, а так как были введены санкции, купить не смогли - обратились к нам. Сейчас деталь прошла апробацию, установлена на оборудование и отлично выполняет свою функцию! 

Понятно, что чертежи этой детали хабаровчанам никто не предоставил. Пришлось справляться самим, используя метод «реверс-инжиниринга», иначе говоря – обратного проектирования. Для этого инженеры предприятия изучили оригинальную деталь, которая вышла из строя, сняли с нее размеры и разработали проектную документацию. В процессе изготовления со специалистами сервисной службы «Балтики», которые обслуживают установку, внесли коррективы, и сейчас запчасть готовы запустить в серийное производство.

- Так же для пивоваров мы изготавливали адаптеры, форсунки для линии розлива, для железнодорожников мы недавно изготавливали рычаги для установки для ремонта рельсов, - перечисляет Головцов. - И шкив ременной передачи для двигателя внутреннего сгорания – изготовили, поставили. Как нам сказали производители наших токарно-фрезеровочных центров, на которых мы вытачиваем детали: если вы сможете это нарисовать – мы сможем это изготовить!

Сегодня финишную обработку коленчатых валов и других металлоизделий приходится проводить в Москве. Чтобы сократить время и затраты на доставку деталей, увеличить объемы производства и выйти на новый уровень, руководство «ПромМаша» в прошлом году подало заявку в Региональный фонд развития промышленности. 

- Это первая заявка, которую наш фонд поддержал за время существования этой региональной программы, - пояснил Александр Шаповалов, директор краевого ФРП. — Мы помогли приобрести им круглошлифовальный станок, то оборудование, которое позволит компании завершать производство. Тем самым, у них будет производство полного цикла. Сумма займа – 20 миллионов рублей, большая часть средств уже выделена, оборудование оплачено и сейчас ожидается к доставке в Хабаровск. В свою очередь, компания готовит новое рабочее помещение, значительная часть их инвестиций ушла в подготовку новой производственной площадки.

Фонд развития промышленности помогает предприятиям, занятым в сфере дерево- и металлообработки, если они настроены на расширение, развитие и модернизацию производства. По региональной программе максимальная сумма займа до 20 миллионов рублей, по федеральной – до 100. Сейчас на рассмотрении в региональном ФРП находится порядка 10 заявок. Импортозамещающий характер производства и экспортный потенциал  компаний повышают шансы на то, что заявка будет удовлетворена.

Мария Полякова