Рубрика: Экономика

Работать лучше в крае помогут эксперты 

Выпускать больше, затрачивая меньше сил и средств, и получать максимальный экономический эффект от каждого сотрудника – не об этом ли мечтает любой руководитель? Разобраться в технологиях «бережливого производства» компаниям помогает нацпроект «Производительность труда». А в нашем крае - специалисты РКЦ, то есть АНО «Региональный центр компетенций Хабаровского края в сфере производительности труда».

Такой нацпроект появился, напомним, неслучайно. По оценкам столичных экспертов, производительность в стране в последние годы росла лишь примерно на полтора процента в год. А правительство РФ ставит задачу добиться пятипроцентной прибавки. Как этого добиться? Крупным предприятиям государство протягивает руку помощи: в рамках проекта бесплатно к вам присылают команду прокачанных экспертов, те анализируют вашу работу, выносят вердикт. А еще профессиональные предложения - как обучать персонал, как оптимизировать свои производственные и бизнес-процессы. Также можно получить консультации по поводу налоговых льгот или экспортной работы. 

Ребята, да это же крутой аудит, и притом бесплатно! Даже удивительно, что у дверей РКЦ еще очередь не стоит. Впрочем, не стоит забывать, что просто так в проект, который у нас в крае действует лишь с прошлого года, не попадешь, нужно соответствовать определенным условиям. В итоге сейчас к реализации нацпроекта «Производительность труда» в регионе присоединились 20 организаций. Среди них - предприятия обрабатывающих производств, транспортировки и хранения, строительства, сельского хозяйства и торговли. Однако уже до конца 2024 года провести оптимизацию по нацпроекту планируется на 59 предприятиях Хабаровского края.

«Система и люди работают, как роботы»

Недавно участником проекта стала известная хабаровская компания «Мир упаковки», работающая с 1997 года. Сегодня это один из ведущих поставщиков расходных и упаковочных материалов на территории Дальнего Востока и Сибири. В ассортименте – около шести тысяч позиций: от одноразовых стаканчиков для кофе до бытовой химии. Порядка 10% продукции производят собственными силами на территории Хабаровска и Владивостока, остальное – поставки из разных регионов страны.

Ежедневно на оптовый склад поступает до 10 контейнеров, товары из которых нужно разгрузить и поместить на хранение. Не утонуть в разнообразии позиций сотрудникам склада помогает автоматизированная система ВМС.

- Это как 1С в бухгалтерии, - объясняет мне директор по логистике Дмитрий Иванов. - Система оптимизирует все внутренние бизнес-процессы, чтобы было меньше лишних телодвижений, чтобы были минимальные пробеги – без этого никак. Складская программа регулирует работу сотрудников, знает, где какой товар стоит. Товар, заходя сюда, «отчекивается» терминалом, система понимает, что зашел определенный продукт, понимает, куда его поставить и где его взять, если он понадобится. В любой момент можно снять остатки, чтобы увидеть, что есть в наличии и сколько осталось. 

К слову, площадь местного склада – аж 5400 квадратных метров, зона приемки продукции работает с девяти утра до полуночи. Специалисты обрабатывают и собирают порядка 500 заказов в день, причем как крупных – на несколько сотен тысяч одноразовых бумажных стаканов для кофейни, так и мелких – например, 20 пар рабочих перчаток для дачника.

- Все работает просто: одни сотрудники набирают товар, другие его с зоны приемки размещают в хранение, спускают для подбора, - поясняет Дмитрий Иванов. - Система и люди здесь работают, как роботы. Оператор погрузчика не выбирает, куда поставить коробки, он просто видит в своем терминале задание, он знает, где взять товар, система по терминалу говорит, где взять и куда поставить – на самый верх подальше, или поставить в зону туда, куда товар постоянно двигается. Он подходит, сканирует штрих-код товара, проверяет - то ли я беру, делает дополнительную проверку и, собственно, набирает этот товар. 

- Если приходят, допустим, несколько раз в неделю товары определенной группы, то этот товар размещается в центре стеллажа. Все, что выше второго яруса – это зона длительного хранения. Если товар приходит раз в несколько месяцев, но для ассортимента он нужен продажникам, этот товар автоматически системой планируется для размещения в самый дальний угол, чтобы к нему лишний раз не ездить, - показывает он.

Но всегда есть что улучшить

Казалось бы, если система отлажена и работает, как часы, что здесь еще можно улучшить? 

Но, по словам экспертов РКЦ, хотя на хабаровском предприятии все достаточно автоматизировано, резервы для улучшений всегда есть. Пилотным участком, где планируется повысить эффективность работы, станет именно оптовый склад. Основное направление в этом проекте – оптимизировать сбор товара для дальнейшей выдачи заказчику.

Ведь и автоматика может сбоить, порой срабатывает и человеческий фактор, указывают специалисты. 

- Когда большой оборот, большая компания - конечно, случаются ошибки. И хотя доля ручного труда здесь минимальна, тем не менее, они происходят, - говорит Елена Стецюк, директор АНО «Региональный центр компетенций Хабаровского края в сфере производительности труда». - Есть, скажем. возвраты товара, то есть когда привезли лишнее, не довезли, придется довозить что-то. И наше основное направление в этом проекте - оптимизировать этот сбор товара, и посмотреть, что получает наш потребитель, сколько заказал: ожидания и реальность, чтобы у него совпали, чтобы это был не какой-нибудь «Али-экспресс». 

- Кроме того, есть такое понимание – незавершенное производство. Это когда, например, мы собрали, а на паллете осталось, мы сформировали груз, а его не вовремя вывезли. И вот это незавершенное – мы уже сделали, а денег не получили, то есть в продуктовом потоке у нас получилось что-то, за что мы не получили денег. И это тоже нужно сокращать, то есть мы сокращаем время протекания процесса, мы завершаем незавершенное производство,  и мы смотрим любые процессы, которые можно оптимизировать, - объясняет Елена Стецюк.

Так что в течение полугода в рамках реализации адресной поддержки рабочие группы во главе с экспертами РКЦ, сформированные на этом и других предприятиях, входящих в нацпроект, будут выявлять «узкие» места и потери на пилотных участках, а затем внедрять требуемые улучшения. Ожидаемый рост производительности на пилотных потоках – не менее 10%, а после тиражирования опыта на остальные участки – 30%!

Клиенты выбирают экономию

Как говорит гендиректор предприятия Виталий Микрюков, «бережуха – наше все». Здесь на предприятии тоже умеют беречь и время, и деньги, но при системном подходе с помощью специалистов регионального центра рассчитывают получить такой эффект быстрее. 

В компании уже задумались о рациональном использовании упаковки и приступили к обратному сбору тары от клиентов. Коробки, в которых доставляют товар, теперь забирают обратно – и это уже пример экономии  и бережливого производства. Здесь давно скорректировали форму и размер упаковки – чтобы в коробки входило больше товара и не приходилось возить воздух.

- Мы изменили нормирование на складе, - разъясняет Микрюков. - Вот уже сейчас склад автоматизирован, и система говорит человеку - где что взять, куда нести и где разместить. Теперь, скорее всего, внутри комплекса будут разработаны другие механизмы движения, маршруты движения сотрудников. Может быть, товар будет размещен по-другому, чтобы наиболее часто употребляемый товар будет размещен в наиболее часто используемых местах, ближе к выходу, например. Чтобы мы стали еще эффективнее для наших клиентов!

Россия с 2025 года будет постепенно отказываться от одноразовых товаров из пластика и упаковки, о чем недавно заявила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко. Для этого нужно переходить на производство товаров из вторсырья, использовать «зеленые» технологии. А готовы ли за это платить потребители?

- Не думаю, что человечество может полностью отказаться от одноразовой посуды, давайте так, по-честному, - полагает Виталий Микрюков. - Скорее всего, будет более экологичная упаковка. Но в рамках того, что сейчас происходит, экологичная - она пока дорогая слишком, ее клиенты не выбирают. Она есть, она используется широко во всем мире, но в России ее пока достаточно мало. Мы ее тоже привозим, тоже показываем, она есть, пользуйтесь, берите – но выбор клиентов пока за экономию, и на экологию они пока не особо смотрят...

Мария Полякова