Рубрика: Город

Первая скоростная автодорога в ДФО открылась 

15 июля, кажется, наконец поставлена финальная точка в самой пока масштабной стройке на Дальнем Востоке Росси. Днем чиновники, инвесторы и строители торжественно нажимали на символическую кнопку, спустя четыре с лишним года трудов открывая скоростную автодорогу «Обход Хабаровск». А уже в полночь самые нетерпеливые автомобилисты города рванули по новой трассе. Ведь уже в середине сентября в «обход» ехать будет хоть и легко, но уже не так приятно – проезд по объекту государственно-частного партнерства станет платным.

За десяток с лишним лет, что пресса рассказывала землякам о передовом проекте ГЧП, «Обход Хабаровска» успел навязнуть на зубах, но все же напомним. 

Общая протяженность созданной транспортной инфраструктуры составляет 52,8 км. Из них основной ход трассы – 27,1 км, пять транспортных развязок – 17,6 км, дороги разобщенных территорий – 8,1 км. Трасса включает три моста и 21 путепровод. Прогнозируемый трафик к 2025 году – 25 тысяч автомобилей в сутки. Расчетная скорость движения по новой дороге – 120 км в час. Лепота!

Стоит также напомнить, что дорога построена во исполнение поручений 2011 года тогда еще премьер-министра Владимира Путина, чтобы «повысить транспортную доступность в ДФО». Ведь обход призван объединить три федеральные автодороги – «Амур», «Уссури» и «Восток», а в перспективе – связать Россию через остров Большой Уссурийский с сетью автодорог Китая. Есть выгода и для обычных хабаровчан: раз большегрузы и прочие любители скорости будут объезжать краевую столицу, то городские дороги станут безопаснее, при этом снижение транзитного потока, по оценке проектировщиков, позволит почти на 20% разгрузить коммуникации Хабаровска, снизит выброс вредных веществ на 30%. А еще это инвестиции, рабочие места, благоустройство и т.д. В общем, со всех сторон, одни плюсы. 

Минус, как всегда, поначалу лишь один, но он самый важный – где взять деньги? Даже у государства на все давно утвержденные мега-проекты в бюджете не всегда хватает. Поэтому сразу была заявлена форма так называемого ГЧП – государственно-частного партнерства, и сразу было заявлено, что новая трасса будет платной. Затем почти пятилетку занял поиск потенциальных инвесторов, переговоры и прочие договорные проблемы. И лишь в декабре 2016 года в Хабаровске тожественно подписали концессионное соглашение на 15 лет между правительством края и инвестором в лице ООО «Региональная концессионая компания» (входит в группу ВИС).

Стоимость строительства тогда была заявлена в 41,1 млрд руб. Сообщалось, что частные инвесторы вложат более 12 млрд, а еще 11 млрд рублей добавит краевой бюджет, остальные средства выделит правительство страны. 

Второй важный вопрос, всегда тесно связанный с первым, это сроки реализации проекта. 

В сентябре 2017 года, как и было запланировано, стройка началась, тогда чиновники осторожно указывали, что закончить основные работы планируется за три-четыре года. Осторожность была нелишней, поскольку затем, как известно, грянула пандемия и прочие кризисы, так что срок сдачи масштабного объекта, естественно, несколько раз переносился, а новая стоимость капзатрат оценивалась сначала на уровне 43 млрд, а потом уже указывалась в 47 млрд рублей. 

Осенью прошлого года стало известно, что Минстрой края выдал разрешение на запуск объекта, журналисты даже ожидали, что столь важный объект по традиции запустят к дню рождения края. Некоторые даже думали, что сюда прилетит сам Путин, раз это, можно сказать, его детище. Затем запуск «Обхода» ждали в январе, но и в этот срок вроде бы готовая трасса не была запущена в эксплуатацию.

Лишь в апреле журналисты «Коммерсанта» немного развеяли повисший над дорогой туман. Авторы статьи «Хабаровск не любит быстрой езды» посчитали, что «запуск первой на Дальнем Востоке платной дороги за 47 млрд рублей переносится из-за споров властей, концессионера и Росавтодора». Оказывается, как рассказали «Ъ» в пресс-службе Росавтодора, Ростехнадзор выявил ряд недостатков на трассе. «Ситуация разбиралась на совещании у Игоря Костюченко (замруководителя Росавтодора – Прим. Ред.), который по итогам поручил Минтрансу региона «выехать на объект» и устранить замечания. Прибывшим чиновникам не понравились состояние разметки, мусор на дороге, неозелененная полоса отвода и отсутствие благоустройства на отдельных участках».

Также kommersant.ru в начале апреля указывал, что в компании-застройщике все указанные недостатки считали «несущественными» и обещали устранить до конца мая. В пресс-службе ВИС тогда сообщили, что с ноября правительство края проект больше не финансирует, все работы проводятся за счет компании, что ведет к «незапланированным финансовым издержкам». 

В результате, когда в июле, все же внезапно для прессы было объявлено об открытии долгожданной трассы, эффект от масштабного события оказался не совсем ожидаемый. О причинах переноса сроков сдачи судьбоносного объекта, который инициировал сам ВВП, не сообщалось. Хотя, возможно, именно поэтому бывший премьер к нам не пожаловал? 

При этом на открытии Игорь Снегуров, председатель совета директоров группы «ВИС», отметил, что была проделана колоссальная работа. А в качестве примера журналистам сообщили, что подобный масштабный проект сейчас также реализуется в Перми, а готовность его лишь около 40%. Хотя его начинали строить примерно в одно и то же время с «Обходом Хабаровска». В общем, все могло быть гораздо хуже, поняли мы. 

Любопытные разночтения в стоимости проекта выявились и при открытии трассы. Так, из уст региональных чиновников звучала удивившая нас сумма затрат на строительство в 37 млрд рублей. При этом сообщалось, что 50% из них – это федеральные средства, 29% – краевая казна и 21% – частные инвестиции. Главный вкладчик проекта – инфраструктурный холдинг группа «ВИС», а финансовый партнер – Газпромбанк.

При этом в пресс-службе ВИС указали, что инвестиции составили 37 млрд рублей, а еще 3,8 млрд – это средства концессионера, дополнительно вложенные в проект на финансирование операционной деятельности. И пояснили, что «около 20% средств, вложенных в строительство дороги, – внебюджетное финансирование, собственные инвестиции группы «ВИС» и заемные средства Газпромбанка. Привлечение в проект большой доли частных инвестиций значительно снизило нагрузку на бюджет Хабаровского края и позволило перераспределить затраты по проекту на более долгий и поздний период». 

Однако все тот же «Коммерсант» в отчете о событии упрямо указал, что «стоимость объекта составила 47 млрд руб., в том числе 18,8 млрд руб. из средств федерального бюджета и 10,7 млрд руб. – из регионального». 

Мы тут в редакции попробовали было прибавить к сумме 37 млрд рублей еще и НДС, но 47 у нас никак не получилось. Так что, сколько точно стоит «Обход Хабаровска» – пока нам непонятно. Ну, ничего, позже, наверное, дойдет... 

Впрочем, на простых автомобилистах эти дорожные терки никак не должны сказаться. Ведь в свое время еще в концессионном соглашении было указано, что тарифы на проезд по «Обходу Хабаровска» будут под контролем властей. 

И обещанный подарок остается в силе: начиная с 16 июля, два месяца по коммерческой трассе можно ездить бесплатно. А вот затем начнут платить, однако тарифы в целом оказались в рамках тех, что были указаны. При этом платить за километр пройденного пути придется по разному: владельцы легковых авто заплатят чуть больше пяти рублей, среднегабаритных машин – примерно семь рублей, автобусов и грузовиков – по десятке, тяжелогрузов – 20 рублей. Эти расценки будут меняться, по словам представителя группы «ВИС», в зависимости от ситуации. 

Самые любопытные автомобилисты, естественно, сразу рванули опробовать новую трассу. Первые впечатления уже опубликовали dvnovosti.ru. 

– Проктилась по ней раза четыре вчера, в среднем минут 10-15 тратила на это. То есть действительно по ней куда лучше ехать, чем двигаться через Хабаровск, – описала одна автоледи. – Останавливаться там нельзя, иначе к тебе сразу подъедет диспетчер. Проблема в том, что не сделали никаких «карманов». Если вдруг что-то случится с машиной, встать будет некуда. Но по всей трассе указан телефон оператора. Наверное, можно к нему обратиться за помощью?

Резких поворотов на трассе почти нет, но в одном случае у горожан все же возникли проблемы.

– Когда едешь из Северного в Южный, есть не слишком плавный поворот, который еще и освещен плохо. Вот там нужно быть осторожными. А вообще хочется выделить один минус – фонари. Горят каким-то желтым и не очень приятным светом. Может быть, так и нужно, но белый более приятен глазу. Еще один важный момент – разрешенная скорость. Говорили, что будет 120 километров в час, но везде указано, что только 90, – отметил другой житель Хабаровска. 

В целом же, если не обращать внимания на мелкие недочеты, которые есть у любых проектов, горожан и вообще всех дальневосточников можно поздравить – первая скоростная автотрасса начала свою работу. Наша жизнь, благодаря этому, должна стать лучше и хоть немножечко легче. 

Сергей Вершинин