Земснаряд для речного русла сделают в Хабаровске
Новое судно создадут с нуля на Хабаровском судостроительном заводе. Землесос «Амурский-203» - один из четырех земснарядов, которые заказала компания из Нижегородской области. Его задача – углублять дно фарватера рек, ликвидировать последствия наводнений, укреплять береговую часть. В день 69-летия хабаровского завода состоялась торжественная закладка судна и награждение сотрудников предприятия.
- Мы не работали раньше над таким проектом, - рассказал журналистам Алексей Задворов, замгендиректора по производству ХСЗ. - Для нас это судно первое, но мы с удовольствием беремся за такие задачи, ведь только когда берешься за такие проекты, как мы краболов делали, только так можно получить новые знания, которые можно применить при строительстве других судов.
Горожане уже видели такой земснаряд в работе - во время паводка на Амуре использовали землесос, чтобы намыть заслон в воротах дамбы возле ТЦ «Броско Молл». Принцип его действия прост: фреза режет грунт, насосы поднимают смесь со дна и перебрасывают в нужную точку. В течение нескольких лет такая тактика помогала частично справиться с подтоплением прибрежной зоны Индустриального района.
По словам Алексея Задворова, работу над землесосом начали еще в мае, как только получили от заказчика сварочную проволоку и необходимый металл. Проектно-сметную документацию предоставил Городецкий судостроительный завод. В проекте - ни одной гнутой детали, то есть он сравнительно простой. Подобные земснаряды начали строить в России больше 200 лет назад, с тех пор их конструкция не сильно изменилась.
За полтора месяца наши судостроители уже успели возвести закладную секцию землесоса.
- Производительность у него 700 кубических метров в час, длина - 66 метров, ширина – почти 11 метров, - объясняет Задворов. - Судно не самоходное - будут подцеплять к буксиру, тот доставит на место. Это был госконтракт на строительство четырех таких судов в судоремонтно-судостроительной корпорации (ССК) Нижегородской области. Так вот, чтобы там не строить и сюда не гонять – мы выступаем у них подрядчиками, но три землесоса остаются в регионе Волги и других рек, а одно судно предназначено для бассейна реки Амур. Оно будет работать на реке Зея, так как там наиболее низкие характеристики по глубине судна, а так как там буксирные составы идут с большой осадкой, в некоторых случаях они просто не проходят, и поэтому будут дно углублять там, в фарватере реки Зея.
Евгений Алексеев работает на хабаровском заводе уже шесть лет. Приложил руку к созданию первого краболова, сейчас трудится над проектом несамоходного землесоса. Земснаряд собирают сразу на нескольких участках. Его зона ответственности - корпус судна.
- Полотна стыкую, вот днище получается, в корму оно будет уходить. Приходят листы металла, их там обрабатывают, по номерам, по чертежу стыкуют, сварщик проваривает, я размечаю. Вон на той «постели» (вид сборочной оснастки у корабелов. - Прим. Авт.) сейчас собирают два борта к закладной секции, практически уже собрали. Готовые секции будут стыковать на стапелях, но это еще не скоро...
По словам первого зампреда правительства края Марии Авиловой, которая участвовала в церемонии закладки земснаряда, ХСЗ входит в перечень системообразующих и стратегических предприятий Российской Федерации.
- Этот завод важен для экономики всей страны, - подчеркнула Мария Авилова, вручая благодарности специалистам ХСЗ. - То, что в условиях нарастающего санкционного давления у наших заводов есть заказы, они загружены, идет закладка судов – это говорит о том, что у нас стабильное производство, у людей есть уверенность в завтрашнем дне, есть достойная зарплата!
Стоит пояснить, что сейчас в «портфеле» хабаровского судостроительного завода уже четыре проекта: земснаряд, два краболова и одно судно на воздушной подушке. Корпус землесоса должны достроить к началу следующего года. Судовые испытания намечены на май 2024-го, а заказчик увидит земснаряд в августе. Большому кораблю - большое плавание?
Мария Полякова