Рубрика: Город

Когда в Хабаровске достроят дамбу

Строительство дамбы в Индустриальном районе планируют завершить в ноябре. Однако сделать это можно только при высоких отметках уровня Амура – не ниже пяти-шести метров, говорят строители. Лишь бы планам не помешало очередное масштабное амурское наводнение.

Инвестпроект «Защита от затопления территории Южного округа Хабаровска на участке улиц Пионерской от Дендрария до улицы Союзной» реализуется за счет средств госпрограммы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Протяженность дамбы – 5,5 километров, высота – 10 с лишним метров. Это позволит защитить город от масштабных наводнений, ведь пока максимум, на который поднимался Амур, зафиксирован в 2013-м на отметке 808 сантиметров.

Напомним, строительство дамбы в акватории Затона Хабаровской РЭБ флота началось еще в 2015 году, и завершиться должно было сначала к 2018 году, потом к 2020-му. Но подрядчик не справился, стройка забуксовала. 

Возводят дамбу сейчас за счет краевой казны. В прошлом году, когда подрядчика поменяли, работы обошлись почти в 500 млн рублей. Всего объект стоил федеральному и краевому бюджету более трех миллиардов. Ныне готовность гидросооружения оценивается в 80%.

Так, уже выполнена основная часть – защитная бетонная конструкция тянется от улицы Союзной до транспортной развязки на улице Запарина.

Теперь строители занимаются одним из главных элементов сооружения – площадки под батопорт. Это своеобразные ворота, запирающие Затон в случае большой воды. Во время паводка батопорт сможет защитить прибрежный микрорайон площадью более 300 гектаров.

Главные работы на уникальном объекте ведутся на самом дне реки, поэтому выполнили их зимой, когда уровень Амура минимален. Под толщей воды, ниже уровня реки на 4,5 метра строители смонтировали порог батопорта. На него в случае наводнения будет установлен заслон, он и перекроет вход в Затон. Но теперь в конструкции выявили серьезный недочет: из-за просадки грунтов сооружение опустилось ниже запланированного.

– Между двух створов залили специальную конструкцию. Чтобы укрепить основание порога, мы туда засыпали камень, щебень, все это уплотнили и на все это поставили порог. Но в связи с подъемом воды механические свойства грунтов меняются. И получилось так, что один порог у нас просел сантиметров на 20, – рассказал начальник отдела ПТО КГУ «Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края» Игорь Кравчук. – Поэтому решено второй порог состыковать на тот же уровень.

В конце июня строители планируют начать здесь дноуглубительные работы и очистить порог от песка. С «Амурречводпутем» согласовывается дневной и ночной графики работы. После чего проведут обследование конструкции. И решат – как выйти из ситуации.

Строить дамбу в акватории Затона начали в 2015 году, завершить планировали к 2018 году, потом к 2020-му. Но стройка стоимостью более 3 млрд руб. забуксовала, подрядчика в 2021 году сменили. Ныне готовность сооружения оценивается в 80%.Строить дамбу в акватории Затона начали в 2015 году, завершить планировали к 2018 году, потом к 2020-му. Но стройка стоимостью более 3 млрд руб. забуксовала, подрядчика в 2021 году сменили. Ныне готовность сооружения оценивается в 80%.

– Либо при помощи подводного бетонирования нарастим его, либо доработаем конструкцию самого батопорта прокладкой из спецрезины, – объяснил первый замминистра строительства края Алексей Дубов.

Сам батопорт уже ждет своего часа на хабаровском судостроительном заводе. Его отбуксируют в Затон, когда дамба будет полностью готова.

Укрепительные работы продолжаются и на остальных участках дамбы. Без бетонной обшивки остался только участок рядом с ТЦ «Броско Мол». Пока здесь стихийный пляж, горожане приходят позагорать. Зайти в воду уже нельзя – на дно уложены бетонные плиты и крупные валуны. Скоро в бетонную обшивку оденут и сам берег. Сейчас строители наращивают высоту, укладывают геомембрану и укрепляют стены дамбы, чтобы затем уложить плиты.

А на участке у арены «Ерофей» на нижнем ярусе производят замену ограждений и парапетов. Прежние, за годы строительства потеряли внешний вид и не соответствуют нормам безопасности.

Всего этим летом строителям требуется установить 30 волноотбойных парапетов, оборудовать бетонное укрепление откосов в объеме 50 кубометров и уложить 1300 откосных плит. Пока на объекте работало около 30 человек и с десяток единиц техники. По словам Алексея Дубова, нужно довести численность рабочих до 60-70, чтобы успеть в срок.

Сдадут ли дамбу в ноябре, как планируется, зависит от того, будет ли в этом году на Амуре масштабное наводнение. Если вновь придет очень «большая вода», вход в Затон опять придется пересыпать песком. Потребуется время, чтобы разобрать эти кучи и очистить подводные пороги для батопорта. Что сильно застопорит работы на многострадальной дамбе... 

Между тем

Между темВ ДФО построят 23 дамбы Строительство дамб в Приморье и Хабаровском крае идет с отставанием от графика. Всего на Дальнем Востоке России возведут 23 гидротехнических защитных сооружения, по двум – в поселке Горные Ключи (Приморье) и Комсомольске-на-Амуре – «есть вопросы».Как рассказали EastRussia в министерстве природных ресурсов РФ, в случае с Городом юности отставание достигает 7-8 месяцев. Сейчас в ДФО с нуля строят 11 дамб, еще по 12 готовится проектно-сметная документация. Семь объектов возведут в Забайкалье, четыре – в Приморье, по три – в Бурятии и Приамурье, два – в ЕАО. Всего на строительство и реконструкцию дамб в ДФО из федеральной казны выделено 13,2 млрд рублей.

Екатерина Подпенко