Рубрика: Бизнес

Как открыть свое дело и не прогореть

Если хочешь открыть собственный бизнес, придется много работать. Но далеко не каждый трудоголик становится успешным предпринимателем. Как преодолеть все барьеры и добиться успеха на рынке, обсудили на краевом молодежном форуме «Мой бизнес – мое будущее» в Хабаровске.

Около трехсот человек пришли в Дальневосточный университет путей сообщения, куда платформа «Мой бизнес» пригласила самых разных спикеров. Так, в ходе экспертной сессии с участием представителей администрации Хабаровска и правительства региона, первый зампред правительства края Мария Авилова предложила молодым предпринимателям активно принимать участие в реализации краевых флагманских инициатив. Среди них – «Интересная работа, достойная зарплата», «Край комфортного проживания», «Край здоровья: растим будущее», «Край инноваций и новых возможностей», «Туризм в удовольствие». Она также подчеркнула значимость развития для региона креативной индустрии и IT-технологий.

– В рамках этих инициатив вы можете реализовать все свои идеи. Здесь ниши неисчерпаемы! На такие проекты, такие инициативы правительство Хабаровского края окажет планомерную поддержку нашему молодежному предпринимательству в различных сферах, – отметила Мария Авилова.

Кровь, кредит и бот

Хэдлайнером бизнес-форума стал основатель Tomoru, одного из самых успешных стартапов 2021 года. Компания Дениса Балюра за несколько лет прошла путь от очень амбициозных новичков IT-разработчиков с оценкой в более чем миллиард рублей. А ведь на старте Денис и его напарник даже не знали, что конкретно они разрабатывают!

– Наш стартовый капитал – минус два миллиона рублей, это долг от моего предыдущего стартапа, – рассказал Денис. – Но я решил не отчаиваться, нашел молодого разработчика и предложил работать вместе. Договорились: он делает продукт, я продаю. На старте товарищи решили предлагать клиентам чат-боты. Еще несуществующий продукт презентовали на паре листов потенциальным заказчикам. Затем поняли, что продаем голосовых роботов! За ночь проекту добавили «озвучку». Так появилась Tomoru.

На первые инвестиции в свой стартап парни арендовали четырехкомнатную квартиру и пригласили двух других товарищей. Один прошел собеседование на должность разработчика, другой – оказался его бездомным другом, который бросил университет. Оба были готовы работать круглые сутки в спартанских условиях ради проекта мечты.

Первое время прибылью даже не пахло. Но упорные бизнесмены не сдавались: питались «Дошираком», брали кредиты, искали другие, порой весьма «кровавые» способы раздобыть деньги.

– У нас было правило: «Не будь тряпкой». Если возникла проблема – реши сам. Так, я однажды увидел в репортаже с донорского пункта нашего программиста. Как позже выяснилось, ему не хватало денег на телефон! Вместо того чтобы позвонить мне и попросить нужную сумму, он пошел сдавать кровь, – рассказывает Денис. – А еще в как-то наш маркетолог взял кредит, чтобы не увольняться! Это не я его попросил, он сам решил и только потом обо всем рассказал.

Упорству команды остается только позавидовать. Но главное, их усилия не пошли крахом, теперь каждый из основателей Tomoru – руководитель крупной компании. А их продукт – конкурент многочисленным call-центрам. Вместо людей рекламные звонки делают роботы. Прорыв свершился!

Не надо стесняться?

Трудиться не покладая рук и жить в нечеловеческих условиях многие готовы. Но создать продукт – только начало. Как его продвигать, когда бюджет либо отсутствует, либо очень ограничен? Об этом на форуме рассказал один из основателей digital-агентства RASA Ярослав Радинский.

Его компания появилась в 2014-м и почти сразу «выстрелила»: сайты, лендинги, соцсети, таргетинг и другие услуги по продвижению в сети оказались нужны многим. Конкуренты на рынке уже были, но заявлять о себе ярко почему-то стеснялись. RASA такой ошибки не допустили. В первые полгода маркетологи просто заполонили города региона своей рекламой. При этом денег на это практически не тратили.

– Когда я еще работал в другой компании, обратил внимание: все веб-студии на Дальнем Востоке какие-то «полумертвые». Они есть, к ним приходят клиенты, но они о себе никак не рассказывают и не заявляют, – рассказывает Ярослав. – Мы решили сделать иначе. Устраивали провокационные мем-компании в соцсетях. За некоторые из мемов мне до сих пор стыдно. Потом мы начали коллаборироваться с разными компаниями. Например, вы приходите на футбол, а экранах и бортах – наш логотип. Приходите на выставку – снова он. Включаете телевизор – опять мы! За полгода мы отметились везде. У нас была даже реклама в лифтах. И все это бесплатно. Мы либо делали что-то для компаний-партнеров, активно бартерились. Нашумели, стали более заметными.

Сейчас на улицах Хабаровска имиджевую рекламу агентства уже не встретить. Ведь во время пандемии в жизнь россиян вошла пресловутая «дистанционка». Крупные заказчики поняли, что разницы между исполнителем из Хабаровска и Москвы практически нет, начали активнее сотрудничать с провинциальными компаниями. Дальневосточники же, в свою очередь, решили отхватить часть «столичного пирога». И побольше! 

Друзья – это ресурс! 

А что, если вы открываете не диджитал-агентство, а парикмахерскую? За таргетинг ведь укладкой не расплатишься. Да и баннер в обмен на стрижку бороды вряд ли кто-то согласится делать. Но основатель сети барбершопов DABRO рассказал, как решить эту дилемму. Если кратко: сарафанное радио – ваш помощник!

Андрей Караванов на краевом форуме рассказал, откуда взять первых людей, которые будут пиарить ваши услуги бесплатно. Бывший КВНщик и ведущий уверен: чем больше человек вы знаете, тем больше людей будут готовы бесплатно хвалить вас в интернете.

– Конечно, 500 проведенных свадеб – это примерно 30 тысяч человек, которые видели меня вживую. А еще есть группы организаторов, родительские чаты… все это – ваш ресурс для продвижения, – считает Андрей.

Этот тезис молодой предприниматель проверил на себе.

– При открытии нашей парикмахерской, я сделал кучу постов и попросил друзей сделать репост. Получил большой охват. Мы практически с первого месяца вышли «в ноль», начали работать в плюс, – вспоминает Андрей. – Также это было со свадьбами. Сначала это была подработка, но в какой-то момент я написал заявление на увольнение – и ушел в свободное плавание. Все просто: делаешь классный ролик, пишешь друзьям с просьбой рассказать о тебе, и получаешь полный сезон, загруженный свадеб.

Брови на виду

А еще можно запустить формат, который сам будет провоцировать людей на обсуждение. Так случилось при запуске brow-баров в Хабаровске семь лет назад. Посетители торговых центров тогда горячо обсуждали: решились бы они на коррекцию бровей у всех на виду?

– Такого формата в Хабаровске не было. Были закрытые студии, которые делали брови. Но в свой проект я суперсильно верила, – объясняет основательница сети braw-баров Шу Харина. – Хорошо, что я его по всем правилам не протестировала: если бы начала опрашивать друзей и знакомых – так и не взялась. Все, кто позже отвечал, говорили: «Как же это, делать брови на виду у прохожих?! Я бы никогда не стала!». А я думаю: «Странно, во всем мире делают, почему нет? Это же не глубокая депиляция посреди торгового центра!». В общем, в 2015-м открылся первый brow-bar. Вообще не знала, что будет, как это окупится. Я хотела делать брови, остальное было не важно. Главное, чтобы все женщины ходили с красивыми бровями. И люди пошли. Через три-четыре месяца проект окупился! 

...Вывод, который могли сделать посетители краевого бизнес-форума: решения по тому, как раскрутить проект или решить вашу проблему, могут быть самые разные. Но для того, чтобы понять, с какими барьерами столкнется ваше предприятие, его нужно создать. И бояться провалов не стоит: да, важно знать, что большая часть стартапов закрывается. Но, чем больше пробуешь, тем выше шанс того, что одна из ваших идей все-таки выстрелит. 

А еще не стоит забывать о поддержке краевых властей и о таких структурах поддержки как «Мой бизнес». В трудную минуту все в дело сгодится! Особенно, если это ваше дело...

Галина Хлебова