Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами официально начнет работу в Хабаровском крае 1 июля. Вернее, компания, которая выиграла конкурс и стала регоператором, будет забирать мусор из Хабаровска и района имени Лазо и везти его на полигон в поселок Сита. Но вот как это будут делать – еще недавно было неизвестно. Смотрины мусоровозов, которые устроили краевые власти на парковке арены «Ерофей», прояснили ситуацию для прессы и для жителей.
Осмотр новых машин провели министр ЖКХ края Дарий Тюрин, глава регоператора Валерий Дунисов, хабаровские общественники и журналисты. Что же они увидели?
Пять машин марки «Мерседес», одна «Сканиа», а также белорусские «МАЗы» и отечественные «КАМАЗы» – 19 единиц спецтехники доставили в Хабаровск из разных регионов России. Импортные автомобили приобрели еще до санкционного обострения. Сейчас компания–регоператор ведет набор квалифицированных водителей. Для разных машин разработали свои маршруты, ведь в городских дворах, тесно заставленными личными авто, к примеру, пройдет «МАЗ», а вот «Мерседес», скорее всего, не сможет маневрировать. Зато немецкие мусоровозы имеют заднюю загрузку, в два раза вместительнее белорусских собратьев, и будут, скорее всего, использоваться в пригороде.
К 2030 году регион должен сортировать 100% отходов, и хоронить на полигонах не больше 50% мусора. Сейчас пока Хабаровский край сортирует 16% отходов и перерабатывает около 5% ТКО.
– На «Мерсах» мне еще не доводилось работать, – признается водитель мусоровоза Юрий Соценко. – Они могут доставать мешки из заглубленных в земле контейнеров. Эта машина, конечно, комфортная, но сейчас и наши делают что-то похожее. Я бы, все-таки, предпочел «КАМАЗ» – отечественное производство, попроще в управлении, да и привычней в ремонте.
Это лишь первая партия спецтехники, пояснил министру и журналистам представитель регоператора по вывозу ТКО, директор «Хабавтотранс ДВ» Валерий Дунисов. Еще 27 машин на тот момент еще ждали в Хабаровске, все должны прибыть до конца июня. Чуть позже будут еще поставки, пообещал г-н Дунисов. Причем все это будут российские «КАМАЗы» и белорусские «МАЗы». Все машины оснащены системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать путь мусора от контейнера или незаконной свалки до официального полигона.
По информации Российского экологического оператора, в стране сейчас эксплуатируется порядка 15,5 тысяч мусоровозов. 75% – отечественные машины. Плановое обновление требуется примерно 5000 единицам техники. Из-за санкций менять их будут только на российские автомобили. В связи с этим к директору «Хабавтотранс ДВ» возник вопрос: что будет с «Мерседесами»?
Нужную вам информацию о работе компании «Хабавтотранс ДВ» можно получить по телефону (4212) 455-555, или через кюар-код. Каждый день специалисты принимают около 100 звонков.
– Мы купили новые авто, с конвейера, – заверил Валерий Дунисов. – Они должны пройти порядка миллиона километров. Лет на пять их должно хватить, думаю. Ну а как отработают свой срок, потом мы от них откажемся.
Чтобы без сбоев обслуживать Хабаровск и район имени Лазо регоператору нужно около 80 машин. Часть нагрузки возьмет на себя компания «Спецавтохозяйство». Предприятие уже много лет работает в сфере вывоза ТКО, обслуживает Индустриальный, Железнодорожный и Центральный районы краевого центра.
Регоператору также предстоит вывезти около 200 несанкционированных свалок. Убирать их начнут согласно плану, который согласуют с собственниками земельных участков.
– Сначала мы пытаемся заключить договор, возможно, это будут договорные отношения. Там, где не будет получаться договорных отношений – тогда да, там будет все по закону: вывозим, потом через суд предъявляем счет, – объясняет Дунисов. – Что касается частного сектора, этот вопрос решается с администрацией города. Надо восстановить контейнерные площадки, там, где это возможно. А где невозможно – будем практиковать пакетный сбор на начальном этапе, но надо идти к обустройству контейнерных площадок цивилизованно, как это везде есть.
Новые мусоровозы выйдут на маршруты 1 июля. А в августе хабаровчане увидят в своих квитанциях отдельную строчку – плата за вывоз ТКО стала коммунальной услугой, и составит теперь пять рублей за квадратный метр.
– Мы постарались максимально учесть те шероховатости, которые есть в действующем законодательстве и вообще опыт работы регоператоров в других регионах, – рассказал министр ЖКХ края Дарий Тюрин. – Мы постарались привлечь достаточно финансово устойчивые организации. Вот у нас компании, которые вышли операторами по перевозке транспорта – они порядка 150 миллионов гарантийных средств своих положили. Сама техника обошлась им примерно в 750 миллионов рублей.
Суть мусорной реформы, вновь напомнил прессе министр, не в том, чтобы региональный оператор просто зашел в наш край. К 2030 году регион должен сортировать 100% отходов, и хоронить на полигонах не больше 50% мусора. Сейчас пока Хабаровский край сортирует 16% отходов и перерабатывает около 5% ТКО. Раньше большая часть мусора оседала на несанкционированных свалках, потому что водители мусоровозов не хотели доставлять его на полигон в Ситу. Теперь возить мусор в лес будет не выгодно, уверен Дарий Тюрин. Ведь все отходы будут взвешиваться, а региональный оператор будет платить только за тот мусор, который придет на полигон.
Мария Полякова