Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

16 - 23 мая 2018, №21 (1287)
16 - 23 мая 2018, №21 (1287)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

"Желтая угроза" Поднебесной

Комментировать

Я б в пожарные пошел...

Я б в пожарные пошел...

Хорошо, когда о том, кем хочешь стать, знаешь со школьной скамьи, и мысль будущей профессии не заставляет впадать в ступор. Но чаще бывает, что вот-вот прозвенит последний звонок, а дальнейший жизненный путь еще не выбран. О том, как выпускникам найти себя, мы расспросили специалиста по профориентации подростков и психолога «Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Ирину Данченко.

- Когда следует задумываться о том, кем быть?

- У всех это происходит по-разному. Наверно, это зависит от личностной и социальной зрелости. На самом деле первые мысли о том, кем быть, могут появляться уже в дошкольном возрасте. Например, ребенку хочется больше сладостей, чем ему предлагают, и у него зарождается мысль: «Вот вырасту, стану продавцом и буду есть всего, сколько захочу». Нередко дети дошкольного возраста «планируют» стать пожарниками, космонавтами, шоферами, артистами и т.д. А бывает и так, что семи-, восьмиклассники на вопрос «Кем бы ты хотел быть?» растерянно отвечают, что они об этом еще не думали.

- Как выпускникам определиться с выбором специальности?

- В этом вопросе, если подросток не знает, кем быть, испытывает трудности в выборе профессии, может помочь психолог. Так, например, я, работая в Хабаровском центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, провожу для подростков профориентацию.

Профориентация предполагает проведение психодиагностики и профессионального консультирования с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении подростка.

Психодиагностическая составляющая профориентационной работы активизирует школьника к самопознанию, самосовершенствованию, ускоряет процесс профессионального самоопределения. При проведении психодиагностики я использую и бланковое тестирование, и компьютерные варианты психодиагностики.

Проведение профессиональной консультации предполагает несколько этапов:

- констатирующий (констатация того, на какой стадии формирования профессионального плана находится учащийся);

- диагностический (диагностика интересов, склонностей, способностей, индивидуально - психофизиологических особенностей);

- поисковый (разработка плана подготовки учащегося к профессии);

- коррекционный (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции и развитию необходимых качеств);

- собственно консультационный (разработка стратегии и тактики проведения бесед с обучающимся и др.).

В выборе профессии и при подготовке к ней большое значение имеют мотивация, настойчивость, активность и самостоятельность самих школьников. Профконсультация - это своеобразный катализатор самостоятельной работы учащегося, которую он должен осуществить, - от изучения профессии до трудовых проб в ней.

В целом всю профориентационную работу я выстраиваю таким образом, чтобы она из диагностической превратилась в развивающую, формирующую, диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели – активизации подростка, формированию у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

- Что делать, если совсем не знаешь, куда поступать?

Необходимо ориентироваться на ваши интересы, склонности и способности. Если в этом вам трудно разобраться, на помощь могут прийти психологи образовательных организаций, а также специалисты Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Они помогут вам определить предпочитаемые типы профессий, психотип личности и ее взаимосвязь со сферой профессиональной деятельности и т.д. Кроме этого, в институтах проводят дни открытых дверей, у некоторых институтов есть онлайн-экскурсии, можно посмотреть рейтинги вузов по стране.

- Что выбрать, призвание или высокую зарплату?

- Это зависит от выбора самого человека, все мы очень разные, цели и мотивы выбора профессиональной деятельности тоже разные. Если, например, на высоком уровне выражена мотивация профессиональной деятельности, связанная с социальной значимостью труда, то в профессиональном консультировании необходимо ориентироваться на профессии социально значимые, высоко оцениваемые другими и приносящие очевидную пользу обществу, например врач, полицейский, учитель и т.д.

- Что делать, если профессия мечты низкооплачиваемая?

- Это собственный выбор каждого: осуществлять мечту, раскрывать заложенный в тебе потенциал и таким образом самореализовываться или пойти по пути материального благополучия, отказавшись от мечты, и потом, возможно, сожалеть об этом всю жизнь. Но ведь возможен и третий вариант: самореализация в сочетании с материальным благополучием. Все относительно в этом мире. Как известно, богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает.

- Можно ли вообще ориентироваться на выбор профессии по тому, сколько там зарабатывают?

- Часто, выбирая профессию, человек исходит из потребностей, которые у него доминируют. Это могут быть потребности материальные, социальные, потребности в безопасности, признании или самовыражении.

Виктория Андреева


Возврат к списку

Погода: +23, 3 м/c Ю

22.05
день
+27..+29
6 м/c  Ю
22.05
вечер
+18..+20
3 м/c  Ю-В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
62.5327 0.5919
EUR, ЦБ РФ
73.3321 0.1552
JPY, ЦБ РФ
56.1587 0.3310
CNY, ЦБ РФ
97.8694 0.7196

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика