Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

21-28 августа 2019, №35 (1352)
21-28 августа 2019, №35 (1352)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Здесь будет город-сад

Здесь будет город-сад
Фото: Герб Хабаровска 1912 года и Успенский собор – визитная карточка старого Хабаровска

Преодолевая бюрократические препоны, несколько раз Хабаровск становился столицей Дальнего Востока. Город заслужил этот статус всей историей своего существования.

Как известно, 31 мая 2008 года краевому центру исполняется 150 лет. Мы предлагаем нашим читателям несколько страниц из истории города, который когда-то, в середине XIX века, начинался с солдатских казарм и небольшой часовни Марии Магдалины.

Заштатная, но оживленная деревушка

После заключения Айгуньского договора о разграничении территорий между Россией и Китаем на Дальнем Востоке для обозначения установленной границы на берегах Амура начали закладывать военные посты. Пост Хабаровку строили солдаты 13-го Сибирского линейного батальона под командой капитана Якова Дьяченко, которые высадились на месте будущего города, обогнув амурский утес, 18 мая (31 по новому стилю) 1858 года. Кстати, побывавший здесь двумя неделями позже знаменитый путешественник, топограф и писатель Михаил Венюков отметил, что место выбрано удачно и предсказал, что здесь со временем вырастет крупный город.

Вскоре стали прибывать семьи переселенцев. Между устьями речек Ури и Бури, переименованных затем в Плюснинку и Чардымовку, появились деревянные дома и хозяйственные постройки. Первый генеральный план застройки оживленной, но ещё заштатной деревушки появился в 1864 году. Его выполнил военный топограф Михаил Любенский.

Карту поселения он составил в границах нынешних улиц Ленина, Серышева и Шеронова. В этом «квадрате» разметил поперечные просеки – будущие улицы Тургенева, Запарина, Дзержинского, Фрунзе, Калинина, Истомина, Комсомольская и Волочаевская. Ширину кварталов определил в 50 саженей (около 101 метра). По этой разметке в дальнейшем и застраивалась центральная часть города.

Перспективы Хабаровки и её выгодное географическое положение оценили сибирские купцы. Одними из первых обосновались здесь братья Плюснины, братья Пьянковы, купец Чурин, позже прибыли американец Эмери, китаец Тифонтай, другие предприниматели. Появились лавки и магазины, торговые склады, набережная реки превращалась в речной порт. Развитие торгового капитала дало толчок возникновению промышленного производства.

Стали открываться лесопильные цеха, кирпичные заводы. Даже церковное ведомство обзавелось собственными кирпичными заводиками, и, судя по прочности сохранившихся в городе старинных зданий, стройиндустрия в ту пору была на высоте.

Жизнь начинается с военных

Важнейшим и определившим будущее военного поселения стало высочайшее дозволение Российского императора на возведение Хабаровки в степень города. Это произошло в 1880 году. К этому времени здесь проживало около 4000 тысяч человек. Улицы получили официальные названия, появился первый герб города. А вскоре произошло событие, которое окончательно закрепило за Хабаровском статус административного центра Дальнего Востока.

Дело в том, что на удобное географическое положение населенного пункта с самого начала обратили внимание военные, исследователи и политики. Амур связывал его с западными и северными районами Приамурья, мощные притоки Уссури и Сунгари обеспечивали транспортное сообщение с территориями русского Приморья и Маньчжурии. Оно находилось на равных расстояниях от Владивостока, Благовещенска и Николаевска.

Уже года через три после основания военного поста начались разговоры о целесообразности переноса областного центра тогдашней Приморской области из Николаевска-на-Амуре в Хабаровку. Активным сторонником этой точки зрения был и сам генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев. Это же доказывали известные русские путешественники и исследователи Михаил Пржевальский, Федор Буссе и другие. Отказы высшее петербургское чиновничество обосновывало тем, что, мол, поселение стоит на болотистых местах с нездоровым климатом. Смехотворность подобных доводов была очевидна.

В конце концов, бюрократическая машина «провернулась». В 1884 году было принято решение сделать Хабаровку столицей Дальнего Востока, центром нового, Приамурского генерал-губернаторства, которое возглавил барон Андрей Корф.

От "колесухи" до Транссиба

В последующие годы город обзаводился всеми причитающимися его статусу атрибутами. В 1893 году Хабаровска была переименована в Хабаровск. Телеграф уже действовал. Через год вышел первый номер газеты «Приамурские ведомости», были открыты музей, библиотека, женская гимназия, а первая школа появилась ещё на десять лет раньше, в 1884 году.

Первый театральный сезон также состоялся в 1984 году, когда в городе зазимовала приезжая театральная труппа. Известно и название первого спектакля, которым актеры порадовали горожан. Это оперетта Оффенбаха «Перикола». Не отставали горожане и в области киноискусства. Первый фильм демонстрировался в Общественном собрании Хабаровска 29 июня 1897 года, всего через полтора года после исторической демонстрации киноленты братьев Люмьер в Париже.

В эти же годы были открыты железнодорожное и реальное училища, кадетский корпус имени графа Муравьева-Амурского, памятник которому к тому времени уже возвышался на амурском утесе. Общеизвестно, что к началу XX века уровень грамотности хабаровчан, как и в целом дальневосточников, превзошел средний по России.

Паровозы и вагоны были не в диковинку жителям города. Ещё до 1891 года, когда началось строительство Уссурийской железной дороги, они пользовались новым видом транспорта. Между Хабаровском и Благовещенском функционировала железнодорожная ветка, прозванная «амурской колесухой». Но по настоящему город вошел в современную транспортную сеть России, Азии и Европы в 1897 году, когда железная дорога связала его с Владивостоком, Харбином и Сибирью. Подвоз грузов упростился, стал дешевле, открылась хорошая возможность для строительства в городе промышленных объектов.

Первым из них стал знаменитый «Арсенал», больше известный хабаровчанам под именем «Дальдизель». Завод заложили летом 1902 года. В 1906 году заработала насосная станция первого в городе водозабора, наследником которого является нынешнее муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал». В это же время начала работу первая городская электростанция.

А через четыре года к изумлению обывателей по центральным улицам заколесил первый автомобиль. Это был ландолет. Шофер сидел под открытым небом, а пассажиры, к счастью, под крышей. Автомобилей прибавлялось, и городским властям пришлось разрабатывать правила уличного движения. Сегодняшним водителям есть чему позавидовать: ПДД тех лет уместились на двух страничках. В них оговаривалось, что управлять экипажем может лицо, прошедшее медицинскую комиссию, возрастом не моложе 21 года, а также и то, что в пределах городской черты запрещается открывать глушитель. Вот бы такие положения да в сегодняшние правила дорожного движения!

1913 год – особый в истории нашего города. В честь 300-летия царской семьи Романовых здесь проходила большая юбилейная Приамурская торгово-промышленная выставка, на которой работало 46 павильонов. Это первая выставка таких масштабов, которая проводилась на Дальнем Востоке до Октябрьской революции.

С окончанием сооружения Амурской железной дороги и открытием движения по новому мосту через Амур в 1916 году (а этим и завершилось грандиозное строительство Транссиба) Хабаровск получает ещё один мощный импульс для своего развития. Увеличивается поток переселенцев, которые, селясь на тогдашних окраинах, образуют рабочие слободки. В городе развивается промышленное производство, растет число мастерских и предприятий, связанных с обслуживанием железной дороги.

Ольга Мирмович,
по материалам исторических архивов, 
при содействии информагентства 
"Восток-Медиа", мэрии Хабаровска 
Фото из архива редакции

(Продолжение в следующих выпусках)

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +13, 3 м/c Ю

27.08
день
+23..+25
2 м/c  Ю
27.08
вечер
+18..+20
1 м/c  Ю-В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.9735 0.3689
EUR, ЦБ РФ
73.3955 0.7712
JPY, ЦБ РФ
62.3362 0.8021
CNY, ЦБ РФ
92.2397 -0.3921

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика