Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

17-24 октября 2018, №43 (1309)
17-24 октября 2018, №43 (1309)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Собачий доктор для детей

Комментировать

Пенсионеры идут в соцработники

Пенсионеры идут в соцработники
Фото: Активные хабаровские пенсионеры прослушали курс лекций по соцобслуживанию населения. Фото Катерины Ушаковой

Завершились курсы социальных работников для пенсионеров в Институте третьего возраста в Хабаровске (об этом начинании мы писали в №50 от 9-16.12.2015 г. «Новое дело для пенсионеров»). Сертификаты им вручила лично начальник городского управления социальной работы с населением Хабаровска Наталья Чечелева. Но будут ли востребованы выпускники этих курсов на рынке соцобслуживания в городе? Накануне вручения сертификатов Наталья Варламова из краевого министерства соцзащиты озадачила будущих потенциальных поставщиков социальных услуг тем, что все нуждающиеся помощь уже получают.

Она курирует надомное соцобслуживание и рассказала: согласно Федеральному закону № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который вступил в силу с 1 января 2015 г., все, кто оказывает такие услуги, должны войти в реестр поставщиков услуг. Только тогда они могут рассчитывать на помощь государства, а потребители этих услуг - на должное их исполнение. Недаром же, чтобы учесть все нюансы федерального закона, Минсоцзащиты разработало и внедрило 28 правовых актов!

Однако порядок вхождения в реестр очень прост. Это можно сделать даже через интернет. «При этом, - заверила специалист министерства, - мы не ставим никаких барьеров».

На начало декабря 2015 г. в реестр поставщиков услуг вошло 54 организации, из них восемь - уже не государственные. Это и частные дома-интернаты для престарелых, и центры по работе с гражданами без определенного места жительства, и те, кто оказывает помощь семьям и детям.

Но поскольку выпускников Института третьего возраста больше интересует надомное обслуживание, организации этой работы представитель министерства и уделила больше всего времени.

В отрасли разработаны надежные механизмы, заверила она, и их целесообразно распространить на негосударственные социальные службы. В краевой столице этим уже давно занимается Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения. В год он обслуживает более 2000 граждан.

Откуда берутся клиенты? Нуждающийся в помощи гражданин пишет заявление утвержденной формы и подает его в министерство. Оно рассматривается в течение пяти рабочих дней, комиссия признает гражданина нуждающимся либо отказывает ему. В течение 11 месяцев 2015 года министерство отказало 22 гражданам во всем крае, так как они признаны не нуждающимся в социальном обслуживании. В отношении 6658 граждан заявления удовлетворены.

Может быть, не все нуждающиеся знают, что им можно обратиться за такой помощью?

- Как правило, знают, - утверждает Наталья Варламова. - И если раньше заявление на соцобслуживание мог написать только сам нуждающийся гражданин, 442-й федеральный закон это устранил, и заявление могут написать за него соседи или знакомые.

После того как принято положительное решение в отношении конкретного человека, в министерстве для него составляется индивидуальная программа. Она содержит весь перечень услуг, в которых гражданин нуждается. С этой программой человек вправе выбрать любого поставщика из реестра.

И вот здесь негосударственным социальным работникам предстоит еще побороться за доверие со стороны обычных граждан. Ведь традиционно пожилые люди (а они главные потребители в этой сфере) больше доверяют государственным структурам, чем частным. Лоббировать государственного поставщика в министерстве не будут, пообещала Наталья Варламова. Но ведь и частника в ведомстве расхваливать не обязаны...

Однако если доброе имя нарабатывается усердием и заботливостью (этого как раз выпускники Института третьего возраста не боятся), то другая сторона нового закона вызывает серьезные опасения. А именно: как быть, если помощь требуется больному туберкулезом или страдающему нарко- и алкозависимостью?

Согласно новому закону о соцобслуживании такие противопоказания есть только для проживания в домах-интернатах.

- Предыдущее законодательство тоже не оговаривало этих противопоказаний, - говорит Наталья Варламова, - но по праву, данному субъектам, мы могли их устанавливать сами. Так, для надомного обслуживания у нас в крае не принимали больных туберкулезом, различными инфекционными заболеваниями, алкоголиков. Новый закон не дает этого делать. Мы сами обеспокоены этой ситуацией в отношении своих сотрудников, ведь 99 процентов социальных работников - женщины. Мы обратились в Минтруд со своими предложениями внести такие ограничения, потому что это несет угрозу непосредственно исполнителю услуг. Надеемся, что наши пожелания учтут.

Еще один острый подводный камень вылез со стороны пенсионного законодательства. Чтобы неработающему пенсионеру выйти на рынок социальных услуг, ему нужно либо оформить индивидуальное предпринимательство, либо заняться этим через некоммерческую организацию. В любом случае он становится работающим гражданином. Между тем по решению правительства с 2016 года работающим пенсионерам не будет индексироваться пенсия.

В результате, озаботившись тем, как помочь другим, неработающие сейчас пенсионеры вынуждены будут оформить трудовые отношения - и лишатся не только ежегодной индексации пенсий, но и других мер социальной поддержки - субсидии на услуги ЖКХ, к примеру, в силу того что их доход увеличится и они уже не будут малоимущими.

Можно, конечно, оказывать социальные услуги без оформления трудовых отношений, то есть не входить в реестр поставщиков услуг, а понадеяться на частные объявления. Но тогда этот самый поставщик не получит субсидии со стороны государства на свою деятельность. А это как раз и составляет смысл вхождения в реестр!

21800 руб. - зарплата соцработника
в краевом центре соцобслуживания
(при условии, что он обслуживает 11-12 человек)

Как рассказала специалист министерства соцзащиты Наталья Варламова, когда потенциальный получатель услуги (при условии, что его доход ниже полуторного прожиточного минимума) выберет своего поставщика, работу поставщику обязуется оплачивать государство. Это и будет его зарплата. Но компенсирует ли она утраченные льготы?

Зарплата социального работника (при условии, что он обслуживает 11-12 человек) в краевом центре соцобслуживания сейчас составляет 21800 рублей. А вновь пришедшим на рынок соцуслуг гражданам эту клиентуру еще предстоит наработать. Сделать это будет не так-то просто. Ведь выбирать, повторюсь, будет гражданин, ищущий помощи. И логично, что государственное учреждение он может посчитать более надежным.

Тем не менее, заверила слушателей специалист, страна и краевое правительство заинтересованы в приходе негосударственных поставщиков в социальное обслуживание.

- Потому что расходов в крае тогда будет гораздо меньше, - сказала Наталья Варламова.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно раскрыть всех нюансов социального обслуживания населения - тема настолько обширна, а новый закон настолько непроработан, что «Хабаровский Экспресс» наверняка еще вернется к их обсуждению.

Между тем Институт третьего возраста углубляет свою работу на новом, таком непростом, поприще. Сразу после новогодних каникул его организаторы Светлана Машовец и Наталья Москвина продолжат обучение тех пенсионеров, которые уже приняли решение заняться оказанием социальных услуг населению через некоммерческую организацию «Дальневосточный институт содействия общественному развитию».

И, кстати, на вручении сертификатов начальник городского управления социальной работы с населением Наталья Чечелева сказала, что город возлагает большие надежды на пенсионеров, прошедших такое обучение. Она заверила собравшихся, что найдет им поле для деятельности.

Ольга Соколова

вопрос ребром

вопрос.gif  Не лишатся ли пожилые граждане бесплатного социального
  обслуживания с приходом в отрасль негосударственных поставщиков?

- Нет, не лишатся. 442-й закон одинаков для всех поставщиков, как государственных, так и негосударственных. Поэтому если законом у нас установлено бесплатное социальное обслуживание тех, кто получает доход ниже полуторного минимума, то и негосударственные поставщики должны оказывать эти услуги бесплатно. Компенсацию стоимости этих услуг частным работникам будет осуществлять правительство края.

вопрос.gif

  Но если гражданину, который выбрал частного поставщика,
  не понравится его работа, он может вернуться назад, на обслуживание
       государственного поставщика?

- Да, с программой, которую ему выдало министерство, он может пойти абсолютно к любому поставщику. И если ему не понравилось, как его обслуживает частный поставщик, он может расторгнуть договор и перейти к государственному поставщику.

вопрос.gif

  Это не займет много времени?

- Как только получатель услуг расторгнет договор с предыдущим поставщиком, с ним тут же заключат договор на услуги нового поставщика. Все это оговорено федеральным законом № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

Наталья Варламова,
заместитель начальника управления
социального обслуживания населения
при министерстве социальной защиты
Хабаровского края

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +8, 3 м/c Ю

24.10
день
+9..+11
5 м/c  З
24.10
вечер
+6..+8
5 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.3101 65.3101
EUR, ЦБ РФ
74.8584 74.8584
JPY, ЦБ РФ
58.1594 58.1594
CNY, ЦБ РФ
94.1461 94.1461

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика