Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

12-19 июня 2019, №25 (1342)
12-19 июня 2019, №25 (1342)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Остров невезения

Остров невезения
Фото: Помимо экономических подходов, россияне пытались закрепиться на острове и таким способом

"Проектом века", похоже, может стать многолетняя идея наших краевых властей по созданию международного автотранспортного коридора Харбин - Ванино заявленной стоимостью в 7-8 млрд. рублей. И в качестве "ключевого суперузла" в этом замысле рассматривается Большой Уссурийский остров, часть которого уже в июне 2008-го станет китайской. По заверению официальных властей Поднебесной - "станет навсегда".

Точка роста всего региона

И если раньше эта идея лишь витала в различных властных, научных и  предпринимательских кругах, нынче она стала предметом заботы губернатора края. Недавно с докладом на заседании экономического совета при главе края выступил директор Дальневосточного НИИ рынка, доктор экономических наук Вадим Заусаев. Он рассказал, что реализация этой идеи подразумевает создание мощных терминалов общей площадью не менее 200 га на российской и китайской территориях пограничного Большого Уссурийского острова, специализированных таможенных пунктов пропуска, строительство высокоскоростных дорог с Большого Уссурийского острова до Чернореченского шоссе и автодороги Лидога - Ванино.

По информации газеты "Коммерсант", в проектируемом транспортном коридоре ключевое значение имеют Ванинский и Совгаванский порты. По словам директора НИИ Вадима Заусаева, этот транспортный узел может стать мощной точкой роста. По подсчетам ученых, до 2010 года, скажем, объемы контейнерных перевозок увеличатся в два раза. Как утверждает директор института, ванинско-совгаванский узел имеет шансы стать «главными воротами России на Дальнем Востоке».

Очень своевременный коридор

Однако, по словам замдиректора Института экономических исследований ДВО РАН, доктора экономических наук Олега Рензина, «трансформация экономики края под Китай» не вписывается ни в транспортную, ни в геостратегическую концепцию развития региона.

- Мы не обслуживаем китайскую экономику, но используем наши географические преимущества для прохождения транзитных грузов, - вступился за проект министр экономразвития Хабаровского края Александр Левинталь.

Непростой диалог подхватили и первые лица края, явно лоббирующие этот проект, правда, опять же, видимо, только с точки зрения получения федерального транша.

- Я соглашаюсь с тем, что сказали оппоненты, но хотел бы отметить своевременность этого проекта, - сказал первый зампредседателя правительства Хабаровского края Геннадий Апанасенко.

Он напомнил членам совета, что идея создания транспортного коридора Харбин - Большой Уссурийский остров - Ванино предусматривает необходимость открытия на острове погранперехода, для создания которого краевым властям удалось добиться выделения 1,6 млрд. руб. из федерального бюджета. Без обоснования, по признанию Геннадия Васильевича, Хабаровский край рискует "потерять эти деньги".

Видимо, когда идея принадлежит или нравится по каким-то причинам краевому истеблишменту, а главное - губернатору, сложно переубедить того или иного чиновника в обратном.

Естественно, было решено продолжить работу по "коридорному" проекту и обоснованию создания на острове "невезения", как его уже давно нарекли пессимисты, соответствующей инфраструктуры. В частности, речь идет о строительстве кровеносной артерии проекта - автомобильного моста из Хабаровска на российскую часть Большого Уссурийского. Уже и деньги под это дело выделены в федеральном бюджете.

И примкнувший к ним Митволь

Кстати, в эту долгоиграющую полемику, но с совершенно неожиданной для обывателя стороны, как бы невзначай включился и побывавший на минувшей неделе в Хабаровске замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" якобы теперь должен пройти севернее Хабаровска, причем, остров Большой Уссурийский в этом маршруте исключен. Такое окончательное решение было принято буквально в конце прошлой недели.

Труба, правда, становится длиннее на 170 километров, зато возможное экологическое воздействие нефтепровода на то же Тунгусское месторождение и хабаровский водозабор снижается.

- Никто не ставит под сомнение необходимость сдачи нефтепровода в установленные сроки, но при этом очень важно сделать все, чтобы обеспечить экологическую безопасность, в данном случае - жителей края. Это и забота федеральных органов власти и краевых властей, - сказал Олег Митволь, имея в виду прошедший до этого серьезный разговор с губернатором Виктором Ишаевым, с которым, по словам Олега Львовича, у Росприроднадзора "полное взаимопонимание".

Кстати, мало кто из местных специалистов сомневался, что главный федеральный природный контролер для этого и прибыл в наш край, чтобы дать "экологическую" отмашку на новый маршрут гигантской нефтяной трубы.

Удлинение материка с китайской стороны

Но есть еще несколько аспектов, которые не мешало бы учитывать в ходе обсуждения проекта строительства транспортного пограничного узла на острове. Скажем, китайцы до недавнего времени активно засыпали протоку Казакевичева, отделяющую острова Тарабаров и Большой Уссурийский от "поднебесного" берега.

Если им все же удастся осушить протоку, острова вообще перестанут существовать, слившись с материковой территорией Китая. «На том берегу» окажется и российская половина Большого Уссурийского. И, к примеру, получится, что российская сторона будет строить мост, а китайская - "удлинять материк". И где ж тогда после этого пройдет фарватерная граница? А что было, если бы еще и нефтепровод на остров "запустили»?

Хотя о многих других важных аспектах, о которых, не уставая, писали многие хабаровские издания, уже мало кто говорит. И о пресловутой глиссаде самолетов, и о природных запасах на самом острове и в его акватории, и о переходе в собственность КНР полей и сенокосов, и о прочем-прочем. Чего говорить, коль давно все решено.

Кстати, о новом собственнике на острове красноречиво свидетельствует гранитный столб, украшенный змеями-иероглифами. Все местные знают, что столб обозначает принадлежность этих земель Чжунго (Срединному государству). Этот и еще десяток погранзнаков с иероглифами появились на островах в прошлом году, сразу после того, как завершилась демаркация новой границы. Столбы вытянулись в линию поперек Большого Уссурийского острова от протоки до основного русла Амура.

И часовню могли "распилить"?

А еще на Большом Уссурийском прекрасно помнят первое массовое появление китайцев. Началось это лет шесть-семь назад. Группами по 20-30 человек, все с военной выправкой, служивого возраста, но в гражданской одежде, они высаживались с теплоходов на берег и ходили, осматривая остров. Вид у всех был очень уверенный, хозяйский, на теплоходах эти люди демонстративно клали ноги на перила.

Напомним, что укрепрайон на Большом Уссурийском был создан в начале 1970-х, почти сразу после конфликта на Даманском, который затем стал частью Поднебесной тем же, "землеройным" способом - протока с китайской стороны была за несколько лет просто зарыта.

Не будем ворошить прошлое. Но достаточно сказать, что уже из-за современных геодезических ошибок мы едва не потеряли "знаковую" часовню святого Виктора, построенную в конце 1990-х, когда территории еще были спорными. Новая линия границы, если бы прошла тогда, разрубила бы храм на две части, и его пришлось бы снести. Вопрос удалось решить лишь после того, как мы обязались передать Китаю в целости и сохранности обе пограничные заставы на Тарабарове.

Сумеем ли мы извлечь выгоду?

А вот что еще написал недавно по этому поводу известный публицист, заведующий отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: "Территориальные претензии КНР к соседям, кроме прочего, имеют узкую утилитарную, сиюминутную цель - добиться "рационального", то есть выгодного китайской стороне, решения пограничных и иных политических и экономических вопросов. И Китай неизменно добивается в этом успеха, получая от всех своих соседей территории, коими ранее не владел. Наиболее ярким примером этого является, конечно, получение КНР острова Тарабаров и части Большого Уссурийского острова в октябре 2004 года. И с географической, и с международно-правовой точки зрения эти острова однозначно принадлежали России. Сдача немалой и имеющей существенное стратегическое значение территории в мирное время страной, являющейся ядерной сверхдержавой, причем без всяких уступок с другой стороны, не имеет аналогов в современной истории".

Кстати, на своем берегу китайцы построили из бывших рыбацких поселков уже несколько городов, с домами-небоскребами, с неоновой иллюминацией, наполненных товарами, автомобилями.

Остается лишь хорошо подумать: а сумеем ли мы, с нашим менталитетом, извлечь политическую и экономическую выгоду от столь серьезного партнерства на отдельно взятом "полунашем-полукитайском" островке, которому прочат принципиально новую жизнь.

Андрей Светлов
Фото Олега Киреева, Александра Савченко

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +14, 6 м/c С-В

13.06
вечер
+13..+15
6 м/c  С-В
14.06
день
+12..+14
8 м/c  С

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
64.5158 0.0000
EUR, ЦБ РФ
73.0448 0.0000
JPY, ЦБ РФ
59.3877 0.0000
CNY, ЦБ РФ
93.3118 0.0000

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика